Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

О бедном экономисте замолвите слово:

Татьяна Васильева

Семинар-совещание в Центре кадровых ресурсов на тему "Профессиональные ориентации выпускников 9 и 11 классов школ Великого Новгорода" и проведенное предварительно социологическое исследование проявили ситуацию с кадрами Новгородчины.


Этих студентов-экономистов ИЭУ уже приметили работодатели, предоставив им дополнительную стипендию.
Этих студентов-экономистов ИЭУ уже приметили работодатели, предоставив им дополнительную стипендию.

- Подобные социологические исследования проводятся не впервые, - говорит методист Центра А.В. Новикова, - нынче школы оперативно собрали данные, благодаря чему результаты уже отправлены в школы, средние, начальные и высшие профессиональные учебные учреждения.

Что выбирают

Опрошены 3743 ученика, из них не определились с выбором 9,9% (в прошлом году 12,99%), 76,47% одиннадцатиклассников планируют поступать в вузы, 8% - в колледжи и техникумы, 2% - в училища.

Среди средних специальных учебных заведений лидер у выпускников школ - колледжи искусств им. С.В. Рахманинова и строительный, кооперативный техникум, замыкают список колледжи НовГУ.

Высшее профессиональное образование: 38,49% одиннадцатиклассников думают поступать в НовГУ (в прошлом году - 42,1%), вузы Санкт-Петербурга - 11,38% (в прошлом году - 12,99%), в "Финэк" - 5,72% (в прошлом году - 6,27%).

Рейтинг специальностей выглядит так. На уровне начального профессионального образования: повар, кондитер, парикмахер-универсал, штукатур, желающих изучать эти ремёсла больше, чем в прошлом году. На уровне среднего профессионального образования: экономика, бухучет и контроль, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, дизайн. Высшее профессиональное образование: экономические специальности (256 человек), инженерные (241) и юриспруденция (161).

У девятиклассников на первом месте политехнический колледж НовГУ (3,37%, в прошлом году - 3,3%), гидромелиоративный техникум и колледж экономики и права НовГУ (1,35%, в прошлом году - 1,79%).

На уровне начального профобразования предпочитаемые специальности примерно те же, что и 11 классов: техобслуживание и ремонт автомобилей предпочли 43 человека, 2,41% - программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, 27 человек (в прошлом году 61,21%) девятиклассников планируют поступить в 10-й класс.

Пирамида для выпускников

А насколько ожидания выпускников, их запросы соответствуют ситуации на городском рынке труда? На кого учиться?

Ребёнок зачастую не знает, что нужно делать и чего не нужно, чтобы быть востребованным специалистом.

Практика показывает: психологическая диагностика интересов, склонностей, способностей для старшеклассников крайне важна. Вот, например, большинство одиннадцатиклассников хотят получить высшее образование, а рынок сейчас требует больше специалистов рабочих специальностей.

Определиться с выбором помогут профессионалы - педагоги-психологи с опытом работы Центра кадровых ресурсов. Родители могут записать ребёнка на бесплатную диагностику и консультирование по выбору профессии.

Найти место многим выпускникам с вузовским дипломом помогла директор кадрового агентства "Империя кадров" Ирина Красоткина:

- Работодатели ждут профессионалов. Если после обучения специалист выходит с низким квалификационным уровнем, то кому он нужен? Выпускников надо уже сейчас готовить к тому, что больше шансов найти высокооплачиваемую и престижную работу у тех соискателей, которые относятся к модели "человеческий капитал", смогут принести прибыль фирме, предприятию, компании. Меньше у тех, кто готовы нести частичную ответственность, у кого сугубо материальная мотивация, кто не желает вкладывать свои усилия в будущее предприятия. Это, на языке кадровиков, персонал. Ещё есть просто кадры - могут выполнять рутинную работу, не адаптивны, ответственность понижена. Но таких более 70%, так что и без них не обойтись. Сейчас работодатели говорят: "Мы покупаем человека на будущее, покупаем потенциал". Помогают претенденту выделиться из среды себе подобных адаптивность и обучаемость.

Как выпускники ищут работу? На первом месте - личные связи (об этом даже свидетельствуют звонки мам в компании: сами детки не могут справиться даже с этим простым делом). На втором - объявления в СМИ. На третьем - государственная служба занятости. На четвёртом - агентства по трудоустройству (главная их задача обеспечить работодателю поток, из которого он будет выбирать нужных себе людей). На пятом месте центры трудоустройства при вузах, очень перспективное направление, как считают менеджеры по персоналу, но пока мало раскрученное. Наконец, на шестом - рекрутинговые компании.

В цивилизованном мире эта пирамида перевёрнута, а точнее, перевёрнута она у нас.

Где он, надежный "кусок хлеба"?

Немногие выпускники школ задумываются, где и кем будут работать через 5-7 лет, какую зарплату хотели бы получать и будет ли востребована его специальность?

- В прошлом году к нам пришли 222 выпускника школ, 275 - из системы начального профобразования, 326 - среднего, 289 - высшего, - рассказывает начальник Новгородского Центра занятости населения Семён Абрамович Дубовицкий.

- Некоторые ребята умудряются ещё во время учёбы, проходя производственную практику на предприятии, заинтересовать работодателя и остаться там. Эта категория трудоустраивается быстро. Остальные, естественно, пользуются информацией, услугами различных кадровых служб, агентов, друзей, знакомых и т.д.

Самое большое число обратившихся в Центр занятости выпускников из системы среднего профобразования. К сожалению, значительная часть специалистов со средним профобразованием не востребована, не очень котируются юристы, экономисты и бухгалтеры с таким уровнем квалификации. Бывает, в этой ситуации виноваты родители: "Мой ребёнок должен обязательно получить образование!" - и посылают чадо учиться куда угодно, лишь бы там давали диплом.

- В высшем профессиональном секторе большую долю диссонанса в том концерте, который исполняют все институты университета, вносят филиалы иногородних вузов, - отметил С.А. Дубовицкий. - Ничего не хочу сказать о том, как там готовят специалистов, но выбор профессий явно не тот, что необходим Новгороду. Большая часть стоящих на учёте женщин имеет либо высшее, либо среднее профобразование. И когда человек с таким багажом знаний не востребован, он получает не только психологическую травму, но и материальную: пособие не может быть достаточным для жизни. Мы направили на профессиональное обучение 14 выпускников вузов. Но обучаем-то чаще всего рабочим профессиям. И с вузовским дипломом уходят в цветоводы, на курсы парикмахеров и т.п.

Очень правильно поступают те образовательные учреждения среднего звена, которые дают своим учащимся и рабочие профессии: это надежный "кусок хлеба", перспектива профессионального роста. Так, на кафедре механизации ИСХПР студенты за время обучения получают дополнительно несколько рабочих профессий. Надо бы расширять профориентационные направления и в школах. А то у нас чуть ли не в каждой школе экономический класс.

- Вы представляете, в этом году мы получим 800 экономистов на базе среднего и высшего профессионального образования, - обеспокоен заведующий отделом по профориентационной работе городского комитета образования Никита Илларионович Колесников. - Куда их девать, этих наших деток, успешно учившихся в экономических профильных классах и продолживших успешное обучение в вузах, техникумах? А мне звонят и говорят: "Мы хотим в 10-й класс, в школу пришли, но там только экономическое или математическое направление, а нам этого не хочется".

Действительно, почему нельзя выбрать несколько направлений?

- У нас, - говорит преподаватель гимназии N№ 3 Татьяна Николаевна Гаврилова, - второй год действует курс "Твои дороги, выпускники". Организуем много экскурсий, выезжаем в техникумы и университет. Моё мнение: нужно возобновить хорошо забытое старое УПК (учебно-производственный комбинат), где еженедельно ребята знакомятся с новой профессией.

В заявках от работодателей в Центре занятости значатся более 80-ти профессий, требуются специалисты с высшим и средним профобразованием. В прошлом году были 152 заявки на агентов (страховых, рекламных, коммерческих), трудоустроены только двое, из 45 требуемых прорабов направлены на работу четыре, требовались диспетчеры, заведующие складами, очень много руководителей - директор, заместитель, заведующий, руководитель подразделения, социальные работники, брокеры: Не удовлетворены эти заявки и наполовину. А где им можно обучиться выпускнику?