Свободно ли сегодня слово? | ||
Расспрашивала Мария Клапатнюк
| ||
Есть понятия, о которых мы все имеем представление, и которым, тем не менее, очень сложно дать однозначное толкование. Вот, к примеру, слово "свобода": | ||
Каждый представляет себе что-то своё, индивидуальное. Но если не слово "свобода", а наоборот - "свобода слова"? Тоже до боли знакомое словосочетание, на почве которого обычно рождаются жаркие споры без принятия единственно правильного решения. Да и возможно ли оно? Тема не стареет и время от времени становится особенно актуальной. О современном состоянии "свободы слова" я и расспросила главного редактора независимой газеты "Новая Новгородская Газета" (в недалеком прошлом главного редактора "Новгородского университета") Сергея Израилевича Брутмана. - Есть ли смысл говорить о свободе слова в масштабах Новгорода? - Да, есть. Безразлично, в каких масштабах говорить об этом. Разница невелика: свобода - это внутреннее, духовное понятие, а не географическое. Старшее поколение чаще пользовалось свободой слова, когда не было свободы печати. А сейчас возможна свобода печати, но, тем не менее, начинает развиваться дефицит свободного слова. Ведь вопрос ещё и в том, что именно говорить: сказанная глупость не представляет ценности. Боюсь, вскоре свободная печать утратит смысл. - На Ваш взгляд, почему так происходит? - Это очень тонкий вопрос. Если говорить об обществе, то раньше свободой слова пользовались те, кто не видел другого выхода. Выбор был: либо сохранить себя, либо продавать себя и получать за это скудные дары. Разница между зарплатой человека, работающего в котельной и говорящего правду, и человека, продающего себя, была не столь велика. А сейчас велика: те, кто хочет сказать своё слово, смогут получать за это очень небольшие деньги. По сути дела независимая пресса - та же котельная. Люди не стали хуже или лучше, просто в нынешней системе проще и удобней выбирать несвободное существование, продаваться, чем говорить свободно. - Как быть тем, кто хочет говорить правду и при этом хоть как-то обезопасить себя? - Это понятное желание. Нашему поколению было проще: мы знали, что такое несвобода. Журналистику понимали, как нечто романтическое, как определённую миссию, которую надо выполнять. А сейчас романтизм из профессии ушёл. На место здоровой практичности пришёл прагматизм. И под фразой "не дают делать независимую газету" чаще всего стоит понимать "не хочу делать независимую газету". - А государство как относится к независимой прессе и к её развитию? - Пока ещё государство не репрессивно, и в тюрьмы за "независимую прессу" не сажают. Но к независимым относится довольно плохо. И я не думаю, что независимая пресса будет множиться. Хотя бы потому, что сделать её достаточно сложно, как, к примеру, найти аудиторию, т.е. суметь реализовать. - Много ли в обществе желающих читать "независимую прессу"? - Нет. Но что такое демократия? Это возможность защищать права меньшинства. Функция независимой прессы - дать понять человеку, что он не один. Читатель должен чувствовать: "Он сказал то, о чём я думаю". Независимая пресса может также пробудить желание сказать: "Если Сидоров говорит, а его всё ещё не повесили, то что же это я молчу?". Если определённая часть общества испытывает потребность в свободе слова, то журналист с правильным ощущением сочетания миссии и бизнеса должен заниматься независимой прессой. - Можно ли воспитать настоящего талантливого журналиста? - Можно воспитать хорошего профессионала, но не талантливого журналиста. Хорошие журналисты тоже нужны. Но, в принципе, дефицит настоящих, талантливых журналистов - общая проблема профессии, а не отдельно взятого НовГУ. У многих нынешних журналистов отсутствует так называемый "профессиональный темперамент". И если в области информационной журналистики есть более или менее подготовленные люди, то журналистов с "профтемпераментом" значительно меньше. При наличии темперамента и самосознания журналист не сможет лгать, прислуживаться и не говорить правду. Профессионалу стыдно повернуть назад. |