Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Разве дело в откусанном ухе?

Ольга Устинова

"Летопись Юрьева монастыря" - презентация этой книги петербуржца Вячеслава Улыбина состоялась в Новгородском музее-заповеднике.


У В.Улыбина уже есть книги о таких исторических фигурах, как граф Аракчеев, архимандрит Фотий, графиня Орлова-Чесменская; в 2004 году вышла книга "Александр I. Обратная сторона царствования", более чем на половину основанная на архивных материалах, которые раньше не были введены в оборот; готова летопись о Варлаамо-Хутынской обители.

Собирая материалы для "Летописи Юрьева монастыря", автор выбрал всё, что есть о Юрьеве в Великом Новгороде и Петербурге, работал в семи архивах и библиотеках. Правда, не работал в Москве вплотную:

- Это надо месяцев восемь жить там, ходить в архивы, как на работу. А что это значит? Как по Карамзину: хочешь писать, возьми нищенскую суму. Я не могу себе позволить "бросить кепку", а в промежутке писать.

"Летопись Юрьева монастыря" состоит из двух частей: из собственно хроники и краткого очерка архитектурной истории монастыря, где дана краткая справка по всем храмам, которые были, и по тем, которые сейчас есть. Становится понятно, чего лишилась обитель.

Трижды ограбленный

За свою долгую историю монастырь был ограблен трижды. Первый раз - Иваном Грозным, второй - во время шведского нашествия, третий - большевиками.

За четырнадцать месяцев до своего расстрела приезжали сюда императрица Мария Фёдоровна с дочерьми - на богомолье и чтобы договориться, когда будет передана часть сокровищ Юрьева монастыря императору Николаю II на нужды войны. Дело в том, что в 1914 году братия Юрьева монастыря приняла решение пожертвовать значительную сумму на нужды войны. Эти сокровища были складированы в башенке Георгиевского собора, переданы так и не были, а после революции достались большевикам.

Во второй части собраны документы, которые, выражаясь казённым языком, не потеряли своей юридической силы и по сей день: Устав Юрьева монастыря и особый Чиновник служения архимандритов Юрьева монастыря, которые никто не отменял. Приложением дан список населённых вотчин монастыря, из которого интересующиеся историей Новгорода и этой обители могут узнать, что и в какие времена принадлежало обители.

Первый на Руси?

- Отличие этого труда от просто исторического в том, что я опирался на традицию, существовавшую в XIII-XV веках, в Великом Новгороде в том числе, на способ фиксации внешних событий, который выработали летописцы Средневековья. Он и сейчас является жизнеспособным. Я не переделывал ничего из того, что было написано ранее, но дополнил летопись новыми фактами, - рассказал Вячеслав Улыбин, - "Летопись" объемлет период с 1030 по 2003 годы.

- Николай Николаевич Гринёв критикует меня за то, что историю монастыря дерзнул начать с 1030 года, но не поднялась у меня рука на Татищева, который считал, опираясь на недошедшие до нас летописи, что монастырь был основан в этом году, - поясняет Вячеслав Вячеславович. - Дата в русской истории серьёзная, она влечёт за собой постановку вопроса о том, не является ли вообще Юрьев монастырь не просто древнейшим, но первым на Руси?

- Меня дата - 1030 год - смущает, - не удержался от реплики директор музея Н.Н. Гринёв. - Сочинение Татищева тщательно исследовано, и там только абстрактная фраза: "Приехал Ярослав, основал город в честь своего святого патрона, а также монастырь в ту же честь". Все-таки Антоново возникло раньше. И, самое главное, в России была византийская традиция монастырей пещерных, а традиция наземных монастырей привезена из Рима. Всё остальное исследование - блестящее, оно, несомненно, будет интересно обществу.

Правда и слухи об Аракчееве

В процессе работы над летописью у автора возник вопрос: где находятся сейчас останки архимандрита Фотия и графини Орловой? Улыбину удалось найти в Юрьеве, селении близ монастыря, внучку церковного старосты Тимошина Масанову (в девичестве Тимошину). Она рассказала, что в 1932 году, когда были вскрыты мощи Фотия и Орловой, отец Валентин Буравцов (его называли Юрьевским игуменом), вероятно, вместе с Тимошиным, опасаясь дальнейшего осквернения, перенесли останки Фотия и Орловой на Аркажи. Вячеслав Улыбин считает, что в идеале останки Фотия (когда они будут найдены) следует предать земле в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, где они и находились до 1932 года. И рядом захоронить с воинскими почестями графа Аракчеева.

Н.Н. Гринёв пояснил:

- Алексей Андреевич Аракчеев в первой четверти XVIII века сыграл выдающуюся роль в судьбе российского государства. Тогда у власти находился слабый, легко поддающийся влиянию император Александр I, на которого Аракчеев мог влиять. А с 1804 года вся власть в России принадлежала именно фактически Аракчееву. Он пытался провести глубокие преобразования в системе российского управления, правда, характерными для него жёсткими методами. За что российская бюрократия отомстила ему, как говорится, на полную катушку: о нём распустили слухи, бытующие и сегодня, типа того, что Аракчеев откусил ухо солдату, которые являются просто глупостью. Мы провели раскопки на месте храма Андрея Первозванного в бывшем Грузино, где камня на камне не осталось от блестящего Аракчеевского имения.

- Останки у нас, - продолжил Н.Н. Гринёв, - и возник вопрос: куда их деть? Была одна очень популярная мысль, и многие её поддерживали: в Петербурге есть Александро-Невское кладбище, где захоронены соратники Аракчеева, люди того же порядка и полёта. Но выяснилось, что общество к такому решению не готово - всё ещё ходят невероятные истории про Аракчеева. И возникла идея, о которой говорил Вячеслав Вячеславович: похоронить его в Юрьевом монастыре, в нижней части церкви, где были гробницы Анны Алексеевны Орловой и архимандрита Фотия. Дело в том, что Аракчеев и Фотий, были, так скажем, друзьями, Анна Алексеевна - активным членом той русской партии, которая в первой четверти XVIII века отстаивала национальные интересы России. К сожалению, их останки пока не обнаружены.

А сколько нужно "Летописей:"?

Автор-составитель в Новгороде выступал и как представитель издательства, которому надо знать, какова в Новгороде реальная потребность в этой книге? Сколько экземпляров надо издать, чтобы они разошлись и издательство не оказалось в убытке?

- Мы надеемся на помощь, в том числе и возмездную. - пояснил В.Улыбин, - например, если какая-нибудь организация или учреждение сможет заранее выкупить тираж, себестоимость его снизится, и мы можем издать "Летопись" тиражом до 2000 по цене, доступной рядовому покупателю. Кто захочет помочь, вот мой петербургский телефон: (8812)590-56-69. Приветствуются и безвозмездные пожертвования для издания этой "Летописи:". Дарители имеют возможность вписать свое имя в историю "Летописи:". В идеале уже в октябре книга будет напечатана.

Добавим, что последний труд по истории Юрьева монастыря издан в 1896 году иеромонахом Валентином Крючарёвым. После этого ничего приличного по монастырю в течение 110 лет не появлялось. В случае с Варлаамо-Хутынским монастырём ситуация ещё более удручающая: за 800 лет существования обители не создан ни один труд, сопоставимый с трудами по Юрьеву монастырю.

И странно: в Петербурге находятся люди, которые взялись за это. А что же наши новгородские историки?