Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Ролевые игры на службе у менеджмента

Беседовала Ольга Макарова

Нина Яковлевна Белова, кандидат философских наук, доцент кафедры управления и администрирования ИЭиУ, постоянно использует активные методы обучения в своей многолетней педагогической практике.


Организаторы и ведущие ролевых игр студентки 3-го курса факультета управления ИЭиУ Ольга Романова и Татьяна Шехонина.

Один из таких уроков в форме "круглого стола" прошел в ИЭиУ в рамках "Дней науки". Работу "круглого стола" организовали студенты 3-го курса факультета управления специальности "Менеджмент организации", у которых Нина Яковлевна преподает предмет "Организационное поведение".

- Что представляет курс "Организационное поведение"?

- Эта дисциплина носит синтетический характер и "питается" многими другими исследованиями в области социологии, психологии, менеджмента, управления организацией. Поэтому у нас нет единого учебника, пользуемся несколькими пособиями отечественных и зарубежных авторов. Прикладной характер этой дисциплины вынуждает использовать активные методы обучения, тем более, что с практикой у нас проблемы: предприятия неохотно берут студентов на стажировку. В современном российском менеджменте управление через организационную культуру - это дело будущего. Выход в системе образования - использование активных методов обучения, которые имитируют производственную ситуацию.

- Какова цель внедрения активных методов обучения будущих менеджеров?

- Задача активных методов - формировать профессиональные навыки, в данном случае - коммуникативные. Для этого проводятся психологические тренинги, эмоционально-ролевые игры, работа в Т-группах, анализ ситуации для закрепления теоретического материала. Нередко среднестатистический студент высказывается, "оглядываясь" на мнение преподавателя, а на семинарах он привык "отчитываться". Такая позиция для менеджера неприемлема. В этой профессии нужны творцы, инноваторы, здесь важно умение убеждать, быть уверенным в себе. На занятиях я стараюсь не навязывать точку зрения, не давать готовых ответов, а включать механизмы рефлексии у студентов. При подготовке и в проведении этого занятия они проявили высокую степень самостоятельности. Например, на этом "круглом столе" ребята не просто декларировали какие-то истины, но пытались убеждать, ссылаясь на конкретные отечественные и зарубежные исследования в области социологии и психологии. Мною как руководителем оказывалась помощь в подборе материала, в определении тем докладов.

- Что включается в понятие "активные методы обучения"?

- Один из самых распространенных методов - эмоционально-ролевая игра, которая связана с принятием социальной роли в конкретной ситуации (например, роль руководителя, подчиненного) и ее исполнением. Эмоционально-ролевая игра не имеет ничего общего с театральным действием или шоу. Это работа, в процессе которой студент ставит себя на место руководителя или подчиненного. Цель - осознание разницы этих ролей через имитацию производственной ситуации. Вместе с анализом эта игра занимает 2 часа.

- Нина Яковлевна, чем обусловлен выбор темы "круглого стола"?

- Выбранная тема - "Ценности как регулятор индивидуального и группового поведения" - очень актуальна для сегодняшних и будущих менеджеров. Дефицит ценностей в современном обществе делает эту проблему, что называется, "жизненной". Как теоретический вопрос эта тема требует осмысления и приближает к целям научной дискуссии.

- Какие доклады особенно понравились?

- Все докладчики раскрыли тему, особо хочу отметить выступление Ю.Тихомировой (гр. 3112) "Понятие ценностей и их значение в контексте менеджмента", Елены Стоговой (гр. 3112) "Основы управления ценностями" и Олега Семенова (гр. 3112) "Методы и проблемы воздействия менеджмента на ценности компании и отдельных работников". Среди активных участников дискуссии могу назвать Ольгу Петрову, Олега Семенова, Юлию и Любовь Тихомировых (гр. 3112), Наталью Суркову, Галину Шаврову, Анастасию Ширышеву, Ольгу Нарцызову (гр. 3113).