Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

О наукоемкости и природосообразности.

Ирина Иваницкая

По долгу учебе на самом филологическом факультете НовГУ приходится часто лицезреть труды ученых, и местных и всех других-прочих. По отдельности все эти статьи, монографии и сборники смотрятся очень внушительно Вместе производят ужасающее впечатление.


Оказывается, что о Сергее Довлатове можно писать скучно, а фольклор живет только в деревнях. Оказывается, что живой человеческий язык и язык науки - так же не похожи, как японский и иврит. Оказывается, что педагогика, которой учат нас на филфаке, на практике не работает.

Великий педагог Ян Амос Коменский одним из принципов обучения называл природосообразность. Слово сие выговаривается с трудом, и потому подозрения в неприродосообразности самого термина <природосообразность> возникают незамедлительно. Но оставим Коменского, он нам всё равно ничего ответить не сможет, потому как умер в 1670 году. Тогда ещё даже Маркс не родился.

Филологический факультет живет литературой. Он ею дышит и питается. Студенты все, как на подбор, ходят по библиотекам, читают исследования, на практиках работают. Двигают науку. Все замечательные люди.

Поверили? Зря поверили.

Студенты-подлецы в большинстве своем учиться почему-то не хотят. Библиотеки не любят. Любят дискотеку <Баккара> и рок-концерты, шушуканья на переменах, смех на лекциях. Я бы повесился с горя, если бы они любили что-то другое.

Преподаватели сетуют, но репрессивные меры принимают, слава Богу, редко. Так, покричат и успокоятся. Кого помучат на экзамене, кого выгонят. Последнее случается крайне редко. Студенты тоже не дураки, все понимают, про <автоматы> спрашивают, изображают тягу к знаниям. Самые наглые выступают даже на лекциях (не в тему и громко), строят глазки преподавателю. Весь курс их за это тихо ненавидит, но свою законную <четверку-пятерку> получают чаще всего и те, и другие. Идиллия.

Одна вот только беда. Науку любят единицы. У большинства нормальных студентов учебник вызывает чувство неприязни, монографии - легкую дрожь, тексты - отвращение. Опять же странно, если бы было иначе.

Экзамен по литературоведению - 23 исследования: от <Поэтики> Аристотеля до наших дней. Книжки не тонкие. Написано не всегда удобоваримо и понятно. Экзамен по любой литературе (что русская, что зарубежная) - не менее 15 авторов. Каждый по две-три большие книги точно настрочил. И все - великие. Никого нельзя пропустить. Вийона и Бернса до сих пор обожаю только за то, что они поэты. Но не все - поэты. Вон у Ричардсона, от которого даже Пушкина тошнило, по 700 страниц - и всё романы. Кроме этих предметов есть ещё много других. А времени - полгода. Прочесть всего просто невозможно. Физически. Нельзя же выкопать яму 2 на 2 метра и вглубь - 4 за 15 секунд.

Где же природосообразность обучения? Наукоемкости - сколько угодно. Хотите цитатами из Руссо щеголять: берите Руссо да щеголяйте на здоровье. Легче Вам от этого будет? Сомневаюсь.

Природосообразность - это как? Да так, чтобы сообразно природе все было. И обучение в том числе. А сообразно природе человека высиживать по 6 часов лекций, а потом домой - и за книжки, за книжки, за книжки? Совершенно не сообразно. Дискотека-то получается природосообразней, потому как выход негативной энергии, общение, музыка. Мир пощупать, на грабли понаступать - всё необходимо.

Так вот какой вопрос возникает: а надо ли задавать столько, если все равно никто ничего не делает? Все тихо отмазались и ура, по домам, выпьем с горя, где же кружка?

Где, в каких образовательных комитетах придумывают программу для юных филологов? Покажите студентам этих людей! Дайте заглянуть в их просветленные от любви к человечеству глаза! Сосчитайте количество страниц, которые за полгода <по программе> нужно осилить и заставьте их это читать! И пусть не возражают. Сами придумали, сами одобрили, сами и читайте.

Меня спросят дотошные люди с ехидством: <Так никто и не гнал никого на филологический факультет, никто на нем никого не держит. Все свободны>.

Подождите, господа, ехидничать. Через несколько лет - эхо войны, демографический спад, 18-тилетних станет раза в два меньше. Кого Вы будете учить наукоемкости и природосообразности? Друг друга? А конкурс на филологический факультет уже сейчас разве не 8 человек на место? Нет? И не 6? И даже не 2? То-то же. Берегите студентов, они Вам ещё пригодятся. Как говорил классик и лучший друг всех детей: <Кадры решают всё>.

Всё близится к эндшпилю. Катарсис неизбежен. Диалектика бытия торжествует. Наши дети увидят светлое будущее. Да шучу, не пугайтесь.

Господа студенты и преподаватели, будущие и нынешние, помните же о Яне Амосе Коменском. Он знал, что говорил.