Новости

09.12.2023  Впервые: кафедра теологии представила свою секцию на Знаменских образовательных чтениях

7-10 декабря состоялись XXI Знаменские образовательные чтения как региональный этап XXXI Международных Рождественских чтений. Тема этого года «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

XXI Знаменские Образовательные Чтения 1

Впервые в рамках чтений была представлена богословско-педагогическая секция, основными участниками которой выступали преподаватели и магистранты кафедры теологии НовГУ. Открыл работу секции заведующий кафедрой теологии священник Евгений Зайцев. Он определил эту встречу как возможность для обозначения перспективных направлений исследовательской работы кафедры. Был рассмотрен широкий круг вопросов как теоретического характера, так и практического направления.

«История России и история РПЦ» – тема доклада доцента кафедры теологии НовГУ, старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Я.А.Васильева выступает одним из ведущих содержательных направлений в работе кафедры теологии. Никем не оспаривается взаимосвязь истории России и истории РПЦ. Так, например, среди письменных источников ведущими выступают летописи, составление которых обеспечила церковь. При этом существует множество вопросов, требующих своего рассмотрения.

XXI Знаменские Образовательные Чтения 2

Существенным направлением научных исследований кафедры становится тема изучения теологии образования в разных её аспектах. Протоиерей Сергий (Золотарёв), преподаватель кафедры теологии НовГУ, в выступлении «Теологическое образование в России: история и современность», обозначил основные черты развития теологического образования и поставил вопрос, что сейчас должно стать его основой – вероучение или нравоучение?

XXI Знаменские Образовательные Чтения 4

Профессор кафедры теологии НовГУ, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук Б.Н.Ковалёв рассмотрел эволюцию изучения истории основных религиозных конфессий России в XX в., показывая, как изменение исторических условий меняло характер исследований.

XXI Знаменские Образовательные Чтения 3

Теология образования рассматривается специалистами как междисциплинарный проект, поэтому показательно, что в работе секции несколько тем были заявлены в контексте этого подхода. Е.А.Макарова, заведующая кафедрой истории государства и права НовГУ, представила тему «Правовая теология: предметное поле междисциплинарного направления», Т.В.Склярова, профессор кафедры педагогики ПСТГУ, профессор кафедры теологии НовГУ – тему «Методологические основы междисциплинарных исследований (на примере педагогики и теологии)». Интересно, что Е.А.Макарова, рассуждая о соприкосновении религии и права, вернулась к вопросу истории государства и церкви, обращаясь к понятию симфония власти. Можно ли её воспринимать только как взаимодействие церкви и государства? Какие теоретические обоснования необходимы для изучения этого вопроса?

Выступление Т.В.Скляровой было адресовано во многом магистрантам, т.к. показывало методологию научных исследований в области теологии образования. Так, автор раскрыл основные принципы: исследователь является частью изучаемой реальности; социальные практики религиозных культур изучаются методами современных наук (антропология, этнография, социология, психология, педагогика, теология); исследования религиозного воспитания и социализации целесообразны в рамках конкретных религиозных культур и традиций. Были даны конкретные рекомендации, которые помогут магистрантам в проведении их исследовательских работ.

О включении теоретических положений в образовательную практику рассказала доцент кафедры теологии НовГУ Е.О.Орлова, характеризуя христианские темы учебника «Новгородика» 2023 года издания. Одним из целевых ориентиров раскрытия христианских тем может стать региональная идентичность как сопричастность ценностным основаниям сообщества. Её развитие у учащихся может способствовать принятию православия как основы региональной (шире – отечественной) культуры; соотнесению себя с идеалами и ценностями регионального сообщества, включая религиозные (православные) например, вера; осознанию потребности в развитии своей региональной идентичности на основе православной культуры.

XXI Знаменские Образовательные Чтения 5

Тематика выступлений магистров отличалась разнообразием:

А.А.Колосова, магистрант кафедры теологии, главный специалист отдела по воспитанию, дополнительному образованию и досуговой деятельности комитета по образованию Администрации Великого Новгорода – «Православное воспитание в системе дополнительного образования Великого Новгорода».

Т.С.Трофимова, магистрант кафедры теологии, педагог дополнительного образования, руководитель школьного хора " Звонкие голоса" – «Восприятие младшими школьниками произведений русских композиторов как наследия православной музыкальной традиции»;

Н.Е.Юргенсберг, магистрант кафедры теологии, учитель начальных классов и преподаватель ОРКСЭ, МАОУ «Средняя школа № 16» г. Великий Новгород – «Деревяницкий монастырь. История и современность. Педагогический взгляд на проблему»;

С.А.Яковлев, магистрант кафедры теологии – «Игорь Иванович Сикорский как преподаватель-богослов»;

И.Н.Довгий, магистрант Научно-образовательного центра Гуманитарная урбанистика НовГУ, учитель английского языка МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» – «Назидание молодому поколению – новомученики и исповедники Российские – митрополит Арсений Стадницкий»;

А.Л.Моторин, магистрант кафедры теологии – «Поиск библейских символов в современном медиа пространстве при изучении графического дизайна в системе дополнительного образования».

Своеобразным свидетельством успешности работы секции выступило активное обсуждение перспектив её работы в следующем году.

XXI Знаменские Образовательные Чтения 6

XXI Знаменские Образовательные Чтения 7

XXI Знаменские Образовательные Чтения 8

Кафедра теологии