Новости

20.01.2010  О стихотворении «Жизнь» Сергея Арсентьева

Юродивый поэзии ради.. 

На презентации в нашем Клубе книги «Небеса в руках» ее автор – Сергей Арсентьев – прочел среди прочих стихотворение «Жизнь», которое вызвало интерес профессионалов. Было даже желание переписать стихотворение по-своему. Однако получилась лишь неудачная попытка «притянуть» оригинальные идеи автора к личному жизненному опыту.

  Хочу внести свою небольшую лепту в анализ содержания этого, программного для Арсентьева, стихотворения. Итак, читаю построчно.  

Пытаясь по ночам уснуть,

Перебиваться как-нибудь,

Мечтая, веря, презирая; 

Нести судьбой назначенную миссию, маяться разнополярными впечатлениями реальной жизни и собственными фантазиями нелегко любому творческому человеку, а тем более поэту-студенту, родившемуся в новгородской глубинке.

 И волком, изгнанным из стаи

За то, что волком быть не смог,

Бежать и знать, что каждый волк

Готов порвать из мести глотку; 

Извечная проблема людей искусства – не быть как все, уйти из серой стаи окружающих обывателей-сверстников. А закон стаи прост, как нож: «кто не с нами, тот против нас».

И чай, зажмурясь, пить как водку; 

Необычность восприятия поэтом окружающего мира нередко таится в преувеличенности ощущений, а на уровне образов – в гиперболизации.

И в голове считать ворон,

Но только белых; 

Вообще-то «считать ворон» – признак бездельника, разини… Но поэт оправдан, он ищет и находит небывалое – белых ворон. То есть, таких, как он сам.

…на поклон

Шагать и думать о позоре, 

Извечное в реальной жизни  пресмыкательство претит автору до ощущения позора.

Смеяться, забывать о горе,

Грубить и плакать невпопад;...

Быть резонатором происходящего, легко поддаваться спонтанно возникающим импульсам настроений и желаний  – такова неприкаянная жизнь поэта. Ведь он не принадлежит себе.

 Могилу рыть, когда горбат;...

«Горбатого могила исправит»… Горб – дефект, а с другой стороны – редкий отличительный признак. Поэт в поисках оригинального изложения тоже может стать дефективным, горбатым. Тогда он в полной мере должен испить чашу неприятия к самому  себе.

Не исполняя обещанья,

Прощать себя, но не других – ...

Ясное понимание своей, свыше данной, особости возвышает над остальными людьми, но не отвергает их:

 И так до самого прощанья

С людьми и с памятью о них.  

Итог: свой крест человек должен нести на себе всю свою жизнь…

Можно, конечно, спорить о величине таланта Сергея Арсентьева и его праве на особость. Но эти споры «со стороны» не имеют никакого значения, когда речь идет о самоощущении автора.

Достаточно заметить, что автор, судя по сборнику, – натура чувствительная, как и положено быть поэту. Скажу больше:  его «тонкокожесть» граничит с полным отсутствием защиты. Он обнажен перед огромным, клубящимся миром, миром, который прекрасен и уродлив одновременно, который восхищает и корежит, вдохновляет и мучает, поднимает и бросает, завораживает и ранит…

Это – судьба, считает автор. И ее следует принять. Иначе невозможно. Если по-другому, то будешь предателем, будешь чужим самому себе – прозябающим и жалким, сторонящимся и противным…

Да, поведение, мысли, образы Арсентьева могут показаться кому-то неадекватными. На самом же деле это – добровольное юродство ради  дара свыше. Ведь необычное всегда находится в жестоком антагонизме с заурядным…

 Владимир Исаков, сопредседатель Клуба 

P.S. В дополнение к портрету Арсентьева, вырисовывающемуся из стихотворения, следует отметить его кипучую энергию на поприще пропаганды поэтического творчества. Он не только среди авторов всех 3-х сборников Клуба, но и активный участник различных литературных тусовок на других площадках города. О нем и его книге хорошо написала областная газета в заметке «Поэт из деревни».

А недавно он с друзьями начал выпуск в Гуманитарном институте самодеятельного издания под названием  «Спичка» и с многозначительным подзаголовком «Газета для тех, кому необходимо тепло». Тираж и объем - микроскопические. Но вдохновляет то доброе отношение к литературному слогу, которое заявлено молодыми авторами в первых двух номерах и без которого будущего у русской словесности попросту не будет.

Литературный клуб