Новости

10.06.2021  Новгородские учёные сравнили проектное обучение в России и Европе

Российские и европейские университеты используют образовательную модель проектного обучения для повышения своей конкурентоспособности. Проектный формат позволяет создать инновационную образовательную среду.

К такому выводу пришли проректор НовГУ по образовательной деятельности Юрий Данейкин, заместитель проректора по образовательной деятельности Ольга Калпинская и заместитель начальника управления образовательной деятельности Наталья Федотова. Новгородские учёные сравнили особенности проектного обучения как фактора моделирования образования в Новгородском университете и университете датского города Ольборга. Результаты исследования опубликованы в журнале The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, который индексируется международной базой Web of Science.

«В обоих университетах проектная деятельность позволяет сместить акцент в учебном процессе на студента и его активную позицию в поиске знаний, а также на повышение индивидуализации и практической составляющей обучения даже в условиях традиционной модели обучения, — пишут авторы статьи. — Практическая составляющая реализуемых проектов обеспечивается выстроенной системой взаимодействия с производственными партнерами и социальной средой, которые выступают как заказчиками, так и экспертами для студенческих проектов. Общение с социальными институтами и погружение в решение проблем городской среды также позволяет решать образовательные задачи проектной деятельности, способствуя формированию социально ответственной личности».

В обоих вузах для создания проектов студенты объединяются в небольшие группы — от четырёх до восьми человек. В НовГУ важным элементом командной работы является принцип междисциплинарности. Студенты разных направлений и специальностей объединяются для работы над общим проектом. По мере овладения профессиональными компетенциями студенты получают возможность работать в монодисциплинарных командах, которые решают задачи в конкретной области знаний.

«В университете Ольборга команды состоят из участников одного направления. Междисциплинарность проявляется в реализации проектов, которые сочетают разные образовательные дисциплины в каждом семестре», — отмечают авторы статьи. 

Дизайн реализации проектной деятельности в учебных программах двух университетов различается. В Ольборгском университете из 30 зачётных единиц за семестр 15 дисциплин студенту выделяют для работы над проектом. В НовГУ создатели модели максимально сохранили традиционную учебную программу.

«Для проектной деятельности в семестре предоставляется одна зачетная единица — это связано с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В учебные планы бакалавриата включены общие дисциплины — «Основы проектной деятельности» и «Проектный практикум». Есть в проектной деятельности и профессиональные направления — они предусматривают реализацию проектов по специальным дисциплинам в соответствии с будущей профессиональной деятельностью», — отмечают авторы статьи. 

В Ольборгском и Новгородском университетах отличаются и способы оценки проектов. По итогам семестра студенты датского вуза готовят отчет и сдают экзамен проектной командой, которая предусматривает как письменные экзамены с творческими вопросами для эссе, так и практические — с демонстрацией компетенций. В НовГУ за защиту проекта студенты получают оценку по конкретной дисциплине. 

Новгородские учёные анализируют реализацию проектной модели в НовГУ с момента её запуска в 2019 году. В прошлом году в изданиях, индексируемых базами Scopus и Web of Science, вышли три публикации по этой теме. Кроме сравнения с европейским опытом организации проектного обучения Юрий Данейкин, Ольга Калпинская и Наталья Федотова проанализировали особенности внедрения индивидуальных образовательных траекторий в рамках проектной деятельности.

 

Центр ШПО