Новости

01.03.2010  Экзамен с аншлагом ("Новая новгородская газета" от 07.02.2010 г.)

За этими ребятами мы следим уже давно. Видим их в разных ситуациях, наблюдаем, как они меняются, замечаем, как они экспериментируют. Мы – это зрители театра «Малый». А они – это студенты 5 курса факультета педагогического образования, искусств и технологий НовГУ: Анна Кошкина, Кристина Машевская, Алексей Коршунов и Ольга Ковач.

 

Студенты, которым нужны не только "пятерка", но и аплодисменты

Раз в полгода, как все приличные студенты, они сдают экзамены. Непременно на сцене и непременно публично. Даже в Татьянин день работали – экзамен по сценречи был поставлен по сложной книге Орхана Памука «Меня зовут красный». А спустя неделю – ещё один экзамен-наблюдение – «Про людей». Самих людей в зале было так много, что на стульях расположились не все – стояли вдоль стенок. И ведь выдержали: 1,5 часа.

О том, как стать студентом-актёром, как сдать экзамен «на отлично» и при этом выдержать натиск зала, мы поговорили с Кристиной и Алексеем.

- Почему вы решили поступать на актёрское отделение?

Алексей: Раньше мы всей семьёй собирались и шли в театр, правда, в основном ходили в театр драмы. Ещё был период, когда я интересовался творчеством Владимира Семёновича Высоцкого, видел обрывочно его роли, хотелось так же. Ну и мама с бабушкой всё время говорили: «артист, артист» - что ещё оставалось? Меня всегда тянуло в творчество, нравились музыка и танец. А театр синтезирует это в себе. И я думаю, что сделал правильный выбор, потому что когда сюда пришёл, получил всё, что хотел: и второе музыкальное образование, и занятия с одним из лучших педагогов по хореографии, и актёрское мастерство. И я считаю, мне повезло, потому что набор проходит раз в пять лет, и он пришёлся как раз на тот год, когда мы выпускались.

Кристина: Сложилась такая ситуация, что на это отделение экзамены были в последнюю очередь, за два-три дня до зачисления. Поэтому «запасные варианты» уже были пройдены, оставалось только узнать, поступил ли сюда, чтобы отдать подлинники документов. Поступать решила, поскольку  довольно долго занималась творчеством и самодеятельностью - с восьми лет. Были разные безумные идеи, куда поступать, но они быстро сгорали, а вот эта страсть реализовалась. Родители были против, говорили, что сначала нужно получить хорошую профессию, а потом уже то, что «для души». С поступлением были большие проблемы: наше отделение относится к кафедре музыки, и каждый поступающий должен был представить документы о музыкальном образовании или продемонстрировать навыки игры на инструменте. Я не умела играть, но документы у меня всё-таки  взяли. И я как-то достаточно наивно в этой ситуации поступила, даже не озаботилась тем, чтобы хоть немного подучиться и исполнить музыкальное произведение. За день до экзамена у нас была консультация, я подошла с чистой совестью к художественному руководителю, сказала, что играть не умею, и думала, скажут, что и не надо будет, просто какие-то баллы вычтут. А мне ответили: «Что ж… надо бороться». И я начала готовиться за ночь. На следующий день было фееричное выступление. Надо сказать, что экзамены мы сдавали по пятёркам, и все, кто отыграл, уже были в зале. Я была в последней пятёрке – этот позор видели все. Вышла с умным видом, поставила ноты – все так удивились, знают же, что играть не умею: «А вы что, ноты знаете?» - «Да». И сыграла одним пальцем «Ах, вернисаж, ах, вернисаж…». Это было гомерически смешно – мои однокурсницы до сих пор вспоминают.

- Как вы считаете, что оценивалось при поступлении?

Кристина: Думаю, это какое-то внутреннее чувство мастеров, которые давно в профессии. Просто они видели какое-то «зерно» в человеке, из которого может вырасти актёр. Трудолюбивый, работоспособный, интересующийся человек…

Алексей: Я бы даже сказал, не то, чтобы у кого-то из нас были очевидные способности, у многих были большие недостатки – и вопреки этому взяли. Поэтому сначала надо было превозмочь это, чтобы выйти на уровень, а потом ещё и подняться.

- Какие, например, недостатки?

Кристина: Физические, речевые, психологические. Вот вместе с нами поступал человек – я до сих пор жалею, что его не взяли – яркий, с настолько выраженной индивидуальностью, что он… не вписывался в концепцию театра как коллективного искусства.

- Когда вы первый раз во время обучения вышли на публику?

Алексей: Публичные экзамены у нас были с первого курса, чтобы мы привыкали к зрителям. Ведь важен не только процесс, но и результат. Бывает так: в процессе обучения всё хорошо, а приходит зритель – какой-то мандраж, и проваливаешься. Самое приятное, когда процесс постепенного поднимания планки совпадает с результатом. Или если результат оказывается чуть выше. Но такое, конечно, редко бывает…

Кристина: Раз в полгода у нас проходят два публичных экзамена – по сценической речи и по актёрскому мастерству.  Но раньше эти экзамены носили характер открытого урока, а позже начались уже именно первые роли. На самом деле, каждый экзамен оставляет яркое впечатление – за счёт того, что он бывает только один раз.

- На последнем публичном экзамене был аншлаг – вы это видели ещё до выступления?

Алексей: Видели – потому что люди стояли за кулисами прямо напротив нас…

- Почему, по вашему мнению, собралось так много людей?

Кристина: Мне кажется, что раз от раза приходит всё больше и больше людей. Кто-то постоянно приходит сам, кто-то ещё друзей с собой зовёт.

- Если я правильно понимаю, у театра драмы тоже есть группа студентов? Как проходят их экзамены?

Алексей: Выносить экзамен на публику или нет – решают педагоги. У них просто часто бывают закрытые экзамены.

Кристина: У нас, на самом деле тоже бывают опасения перед экзаменом: самое ужасное, что может сейчас случиться – это  если его сделают закрытым. Такого ещё никогда не бывало, но этот внутренний страх всегда есть.

Алексей: Одно дело, когда ты показываешь что-то педагогам – это рабочие моменты. А когда выходишь на зрителя, появляется кураж. Ты же работал, хочется этим поделиться, донести мысль. Допустим, те же наблюдения, которые были на экзамене – показали друг другу, посмеялись, обсудили. А многое из того, что мы делали, не показали, даже обидно немного, но не можем же мы сделать экзамен на 6 часов.

Кристина: Публичный экзамен – это некая финишная черта, которую ты сам для себя проводишь, это проверка, чтобы определить, насколько ты внутренне готов быть на сцене и уверен ли в той теме, которую предлагаешь.

- Ваши репетиции часто затягиваются до позднего вечера – а что вы делаете в  свободное время?

Кристина: Я достаточно серьёзно интересуюсь кинематографом. Могу посмотреть фильм, и потом искать о нём информацию, иногда наоборот – узнаю какой-то необычный факт и выхожу на фильм, анимацию, короткий метр. Но и это тоже часть учебного процесса. Смотришь и анализируешь, если хорошие работы, какие-то вещи хочется повторить. Интересна история искусств, история театра…

Алексей: Мне очень нравится спорт – когда есть время, занимаюсь единоборствами и хореографией. С подачи нашего хореографа начал смотреть балет, заинтересовался более глубоко, появились некоторые кумиры, о которых раньше не знал, пытаюсь даже пробовать то, что делают великие танцоры.

- После окончания планируете оставаться в Новгороде?

Кристина: Если меня пригласят, я бы очень хотела остаться здесь. Потому что когда смотришь записи различных выступлений, понимаешь уникальность нашего театра. Хочется жить и развиваться в том же направлении, в котором развивается «Малый» театр. Я не фаталист, но совпадение года поступления и работы именно в этом театре – всё слилось в едином потоке… и я надеюсь, что чем-то могу быть полезной здесь.

Алексей: Мне бы тоже хотелось остаться здесь, потому что нравится сама философия театра. Какие-то вещи, безусловно, могут не нравиться – но так везде. Работать с актёрами «Малого» большая честь, и хотя есть правило: «вышли на сцену – уже не студенты, а актёры», но всё-таки мы очень прислушиваемся к тому, что они нам советуют. Пытаешься впитать как можно больше. А если смотреть в целом – то, что нам дали, с каким упорством и усердием нам это прививают, хотя мы иногда и сопротивляемся,  - за всё это мы очень благодарны.

 

Режиссёр театра «Малый»  Надежда Алексеева:

-  Кто кого выбирал: театр студентов или студенты театр?

- Мы принимали экзамен вместе с театром драмы и сами делали отбор, кто в какой театр пойдёт. Сначала мы думали, что это будет большая проблема, но, как оказалось, мы выбрали своих – они своих, спорных моментов даже не возникало.  Всё решилось мирным путём.

- И как же вы выбираете, чем руководствуетесь?

-  В каждой профессии есть свои «тайники». Мы просим их играть этюды, изобразить животное или походку человека. Смотрим на наблюдательность, на внутреннюю свободу и смелость,  на  харизму, на мозги, насколько человек реактивен от природы, потому что быть заторможенным в театре трудновато. Все пять лет мы учим их быть более свободными, учим думать, не о том, что ты играешь, а о том, что ты играешь. Но самое сложное – умение видеть мир, замечать его и приносить на сцену. А для этого нужны какой-то особый «природный» мозг и -  чувство юмора.

- Как думает, почему на спектакле было так много зрителей?

- Тут много совпадений. Во-первых, каникулы у студентов начались, их всех немножко отпустило. Во-вторых, бесплатно. В-третьих, молодое всегда тянется к молодому. Это очень правильное внимание. Заслуженный аншлаг.

- Планируете ли вы кого-то из этих ребят взять в труппу?

- Их поступило к нам девять человек, осталось четверо. Актёрская профессия не такая уж простая. Здесь нужна железобетонная нервная система, которая в то же время должна быть гибкой, важно не только войти в роль, но и выйти – то есть абсолютная воля, с помощью которой можно управлять эмоциями. Да, кого-то из них конечно возьмём - театр ведь у нас и правда малый, это не просто вывеска...

В жизни очень важно получить хорошее образование.  И, думаю, с хорошим образованием они обязательно устроятся. Но я буду максимально рассчитывать на этих ребят – настолько, насколько получится .

Светлана Жохова

Фото: Владимира Куприянова

Пресса о нас