Новости

04.07.2009  Приоритеты университета (Газета "Новгородские ведомости" от 4.07.2009 г.)

 Новгородскому государственному университету имени Ярослава Мудрого исполнилось 16 лет. День рождения вуза совпал с окончанием учебного года, вручением дипломов выпускникам и подготовкой к новому 2009—2010 учебному году. Для университета каникул не бывает — как говорится, процесс непрерывный. Об этом и прошла у нас беседа с ректором НовГУ Виктором ВЕБЕРОМ.

 

В общем и целом

— Пожалуй, было бы логичнее, Виктор Робертович, наш разговор начать с итогов только что закончившегося учебного года.
— У нас нынче полноценный выпуск, то есть — по всем тем специальностям, что у нас лицензированы. С высшим профессиональным образованием мы выпускаем более трех тысяч человек и около 600 — со средним специальным образованием. И очень важно для нас, что все наши выпускники будут трудоустроены, они все востребованы народным хозяйством. В 2008—2009 учебном году состоялся первый выпуск по трем новым образовательным программам (по двум специальностям и одной программе магистрской подготовки): педагогика и психология; дизайн (дизайн среды); менеджмент, магистрская программа «Международный бизнес».
 

— Вместе с россиянами в НовГУ учатся юноши и девушки из зарубежных стран.
— В настоящее время у нас обучаются 315 студентов из 36 стран мира, что составляет четыре процента студентов дневного обучения. В разрезе отдельных стран и специальностей статистика выглядит следующим образом. Наибольшее количество студентов приехали в НовГУ из Марокко (50 человек), далее следует Камерун (28 человек), Конго (20 человек) и Сирия (16 человек). Иностранные студенты отдают приоритет таким специальностям, как «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Архитектура» и «Экономика».
 

— Где проходят практику студенты?
— На 37 различных предприятиях Новгорода и области, с которыми заключены долгосрочные договоры. Студенты технических специальностей, как правило, проходят практику в ОАО «Трансвит», МУП «Теплоэнерго», ОАО «Акрон», ОАО «Контур», ФГУП ПО «Квант», ЗАО «Компания «Новгородский завод ГАРО». Медицинских специальностей — в медицинских учреждениях Великого Новгорода. Кроме того, за пределами области по индивидуальным договорам, которые заключаются ежегодно за рубежом — речь идет о таких странах, как Германия и Польша.
 

— Несколько слов о платном обучении, какова его стоимость?
— По программам высшего профессионального обучения на платной основе учатся 1562 человека по очной форме обучения и 3831 человек по другим формам. Плата за обучение различна по специальностям: 44 тысячи рублей в год по специальности «Юриспруденция», на остальные — от 18 до 30 тысяч рублей. По программам среднего профобразования платно обучаются по очной форме 477 человек и 224 человека по очно-заочной форме. Обучение в кредит не практикуется, кредитов университет не предоставляет, но в этом году подписан договор с Россельхозбанком о предоставлении кредита студентам, обучающимся по медицинским, сельскохозяйственным и педагогическим специальностям.
Переход студентов на бюджетные места осуществляется при наличии вакантных мест и при условии хорошей и отличной успеваемости в течение последнего учебного года. Так вот, по итогам прошлого года на бюджетные места был переведен 101 студент.
 

Специалитет и Болонский процесс.
 

— Коротко о сути двухуровневой системы подготовки — бакалавриате и магистратуре. Она себя оправдывает?
— В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, цель которого — создание к 2010 году единого европейского пространства высшего образования с взаимным признанием дипломов в странах-участницах, принятием системы сопоставимых степеней образования, а также введением двухуровневой системы высшего профессионального образования.
В 1996 году бакалавриат и магистратура рассматривались как две ступени единого процесса получения высшего образования, альтернативного традиционному. Сейчас их разделили и обеспечили собственным государственным образовательным стандартом и итоговой аттестацией. Таким образом, появляются два независимых уровня высшего профессионального образования, разделенных специальными вступительными экзаменами.
Система такова: четыре года обучения на первой ступени, а затем перед студентом встает выбор — продолжать учебу (в этот момент можно сменить специальность, но вступительный экзамен придется выдержать в любом случае) или пойти работать, возможно, с тем чтобы через некоторое время учиться дальше.
Реализуемые реформы предполагают, что во время учебы на первой ступени высшего образования студент получает основу, а затем он приобретает профессиональный опыт, и потом уже, если захочет, выбирает направление в магистратуре. Вузовское образование дает хорошую академическую подготовку. Уровня бакалавра вполне достаточно для выполнения большинства работ, не требующих узкопрофессиональных знаний. Исходя из внутрикорпоративных целей работодатели сами могут учить работников профессиональным навыкам и компетенциям, повышая тем самым качество подготовки. Это приведет к тому, что работодатели получат квалифицированных специалистов, а нагрузка на бюджет будет снижена.
Наряду с бакалавриатом и магистратурой в России сохраняется еще один уровень — специалитет — традиционный для нашей страны. Причем по одним специальностям обучение будет осуществляться только по двухуровневой системе, а по другим — только в рамках специалитета. Специалитет сохранится в тех отраслях экономики и социальной сферы, от которых в первую очередь зависит устойчивое функционирование государства.
Если мы говорим о подготовке специалистов, то надо отметить, что нынешний финансово-экономический кризис породил потребность в переучивании взрослого населения, уже имеющего специальности. Исходя из этого мы создали Институт последипломного и дополнительного образования. Этот институт уже плотно работает со службой занятости, заключает договоры и ведет подготовку по новым для граждан специальностям.
Учитывая высокую потребность производственного сектора в инженерных кадрах, создан Политехнический институт, в структуре которого будут развиваться кафедры теплоэнергетики, мехатроники и другие.
 

Бизнес нос не воротит
 

— Насколько бизнес заинтересован в сотрудничестве с университетом в подготовке специалистов, в совместной научной работе? Есть ли тому позитивные примеры?
— Мы очень плотно взаимодействуем с ОАО «ОКБ «Планета», где размещены наши учебные и производственные базы. На этом предприятии имеется самое современное оборудование для учебного процесса. Мы плодотворно сотрудничаем и с научно-исследовательским институтом промышленного телевидения «Растр», с предприятиями «Спектр», «Квант»… Наш институт сельского хозяйства и природных ресурсов бок о бок работает с «Бизоном» и другими предприятиями.
 

— А с «Акроном»?
— Мы достигли с ним договоренности о проведении специализации в подготовке необходимых им кадров. Дело в том, что ни один университет не сможет приобрести самое современное оборудование, тем более что через два-три года оно устаревает. Такую возможность оперативного обновления оборудования имеют лишь серьезные предприятия. Поэтому мы идем таким путем: базовую подготовку студентов ведем у себя в университете, а практика будущего специалиста — на конкретном производстве. Предприятие готовит для себя специалистов, которых не надо будет переучивать.
 

— Да и к тому же для вас экономия средств по приобретению технологического оборудования…
— Конечно. Мы никогда не догоним современное производство.
 

— Федеральный центр ратует за развитие малых предприятий при высших учебных заведениях. Как у вас с этим?
— Официально вузу нельзя иметь малое предприятие. Но это, видимо, пока. Сейчас в Госдуме в первом чтении находится законопроект, разрешающий вузу иметь свои малые предприятия, если он вкладывает в дело не менее 25 процентов условного капитала. Мы рассчитываем, что осенью закон будет принят. Тем не менее нашими сотрудниками и выпускниками уже создано порядка десяти малых производств, где работают наши профессора, доценты, аспиранты, студенты, и некоторые из них производят очень серьезную продукцию, с оборотом более миллиона долларов. В основном это вклад программистов.
 

Рособразование нас отметило
 

— Научная работа вуза — очень важная тема для разговора. Если только в нескольких словах и в общих чертах…
— Наиболее продвинутая область наших научных интересов и разработок — это радиоэлектроника. Естественно, представлена еще и медицинская наука. И конечно, гуманитарное направление. В общей сложности за прошлый год наша университетская наука заработала около 200 миллионов рублей.
 

— А кто заказывает разработки?
— Министерство обороны — это заказы по закрытой теме, Рособразование. Так, в прошлом году мы выиграли 11 проектов Рособразования. Это очень высокий показатель. Если вуз выигрывает один-два проекта, то это уже считалось большим достижением. И еще один важный момент: нам разрешили работу 11 диссертационных советов.
 

— Что сие означает?
— Подготовку кадров высшей квалификации, то есть кандидатов и докто-
ров наук. Наличие в университете пяти-шести диссертационных советов уже считается хорошим показателем. Заметно возросла и эффективность аспирантуры. Я имею в виду защиту диссертаций в срок. В этом году мы стали выплачивать премии наиболее активным руководителям аспирантов, а также лицам, защитившимся раньше срока. Поощряем молодых и талантливых — тех, кто уже защитил докторские диссертации, кто написал серьезные монографии, словом, стараемся финансово поддержать людей, которые активно занимаются наукой.
 

Европейский аттестат
 

— По каким направлениям НовГУ развивает международные контакты?
— Мы сотрудничаем на договорной основе с 27 университетами и двумя колледжами из 11 стран мира. В 2008—2009 учебном году были заключены договоры с университетом города Лиепая (Латвия), университетом Готланда (Швеция), Белорусским государственным медицинским университетом.
В НовГУ успешно реализуются международные образовательные программы и научно-образовательные проекты по экономике, менеджменту, образовательному менеджменту, педагогике, экологии, межкультурной коммуникации, деловому администрированию. Но наиболее перспективным направлением в развитии международной деятельности университета является создание совместных образовательных программ с двойным дипломом. Очень результативной была экспериментальная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» в НовГУ и вузе германского города Хильдесхайм, позволившая семи нашим студентам получить два диплома бакалавра педагогики — российский и немецкий, и продолжить обучение в магистратуре по программам «Педагогическая психология» и «Образовательный менеджмент».
В настоящее время мы прилагаем усилия для развития совместных образовательных программ не только в области педагогики, но также в области инженерных наук, архитектуры и искусства, сельского хозяйства. Наметились новые контуры сотрудничества нашего Политехнического института и Высшей технической школы Хильдесхайма, а также с университетами Венгрии и Франции. Активно развиваются различные программы проведения практик студентов НовГУ за рубежом. Так, наряду с традиционной практикой студентов Института электронных и информационных систем, Политехнического института и Института экономики и управления в этом году удалось организовать сельскохозяйственную практику в передовых хозяйствах Германии студентов Института сельского хозяйства и природных ресурсов с использованием финансовых возможностей международных организаций «Логос» и «Аполло». Впервые на практику в Германию, в город-партнер Билефельд, поедут студенты экономического колледжа. Наиболее успешные из них смогут получить в рамках нового совместного проекта «Единый европейский экономический аттестат», расширяющий возможности их будущей профессиональной деятельности.
Существенно расширились возможности для мобильности студентов и преподавателей НовГУ, в том числе благодаря реализации программы «Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество». Она запланирована на период до 2012 года и предусматривает реализацию научных обменов, распространение знаний и опыта, взаимное признание результатов обучения между университетами — членами консорциума, в который входят 19 европейских университетов.
В рамках международных обменов свыше ста преподавателей НовГУ прошли учебную и научную стажировку в зарубежных вузах. Это примерно 15 процентов от общего количества преподавателей, что приближается к среднему общеевропейскому показателю.
Международное сотрудничество не ограничивается образовательными программами — оно осуществляется также и в области науки. Следует отметить плодотворную научно-исследовательскую деятельность НовМИОНа, работающего на базе Гуманитарного института, а также такие научно-исследовательские проекты, как российско-американский проект «Исследование бессвинцовых пьезоэлектриков», международный проект по исследованию проблем малого и среднего бизнеса в рамках программы ЕРАМ с участием России, Швеции, Латвии, Польши. В НовГУ проведены 24 международных научных мероприятия — конференции, семинары, мастерские, круглые столы. Традиционным стало проведение Недели международного сотрудничества, отражающей основные результаты деятельности нашего университета в этой сфере.
 

Скоро новый год!                                                        
 

— Виктор Робертович, давайте коротко обговорим предстоящий новый учебный год. Какие здесь новации?
— В нем мы будем готовить специалистов по 20 направлениям бакалавриата, 12 — магистратуры и 63 специальностям высшего профессионального образования, в том числе по новым для университета программам — зоотехнике и филологии. По программам среднего профобразования впервые начнем готовить кадры по специальностям «Акушерское дело», «Фармация» и «Почтовая связь».
 

— Абитуриентов интересуют правила приема в университет.
— Абитуриенты, получившие полное среднее образование после первого января 2009 года, сдают вступительные экзамены в форме ЕГЭ, получившие полное среднее образование до указанного срока — сдают вступительные экзамены по форме, установленной вузом (в письменной форме), или в форме ЕГЭ. Абитуриенты, имеющие среднее специальное образование, сдают вступительные испытания по форме, установленной вузом, или в форме ЕГЭ, если поступают по профилю, и только в форме ЕГЭ, если поступают не по профилю.
 

— И последнее. Есть добрые приметы укрепления материально-технической базы университета. Например, в этом году вы получили новое общежитие.
— Это для нас большое событие. Сдан первый семиэтажный блок на 265 мест. Очень рассчитываем в этом году сдать и второй девятиэтажный блок. Кроме того, я провел переговоры в Рособразовании по строительству еще одного комплекса общежитий — двух девятиэтажек. Губернатор области Сергей Герасимович Митин поддержал эту инициативу и обещал проплатить порядка 6,5 миллиона рублей на проектно-сметную документацию, после чего нас включают в план, и начнется строительство. Помимо этого в наших планах — дальнейшее строительство нашего спортивного комплекса: двух спортзалов со столовой и зимним садом. И в следующем году мы сдаем в эксплуатацию химико-экологический корпус возле сельскохозяйственного института. Большие работы нас ждут на учебных зданиях, расположенных на территории Антониева монастыря. Прежде всего в Гуманитарном институте, в библиотеке, в различных зданиях и плюс — на церкви Успения, которая также является нашим объектом.
 

Там сейчас спортзал.
— Да, но будет университетский храм. Планируем вокруг Гуманитарного института поставить ограждения и сделать уютную парковую зону. 

Евгений МАЛЬКОВ
 

Пресса о нас