Новости

24.04.2018  Научная весна будущих педагогов дошкольного образования

Богатой на научные события выдалась студенческая весна 2018 года на направлении подготовки 44.03.01 - педагогическое образование, профиль "Дошкольное образование", все мероприятия проводились кафедрой профессионального педагогического образования и социального управления ИНПО.

В середине марта состоялись две дискуссионные площадки.

Одна называлась "Как развивать творческую индивидуальность педагогов дошкольного образования?" (руководители к.пед.н., руководитель экспертного  отдела дошкольного образования Е.Б.Шехтман (Израиль) и к.пед.н., старший преподаватель структурного подразделения "Институт детства"  Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования М.С.Задворнова)?". Студенты знакомились с опытом развития творческой индивидуальности педагога дошкольного образования в Израиле, с конкурсным движением "Воспитатель года" в России. Интерес вызвала дискуссия по вопросу создания условий для развития творческой индивидуальности  педагогов детских садов Израиля и России, возможности самообразования, создания творческой среды.  Линия развития творчества была приоритетной и в дискуссии по вопросу развития конкурсного движения "Воспитатель года". Член жюри Всероссийского конкурса М.С.Задворная обрисовала перспективы развития творческой индивидуальности педагога, выявила пути карьерного роста, начиная со студенческой скамьи, возможности самореализации.


Еще одна дискуссионная площадка была организована на базе Регионального института профессионального развития (руководитель Тращенкова С.А., к.пед.н.) "Развитие эмоционального интеллекта ребенка: терапии, способы, пути".  Формат встречи позволил развить дискуссию по обозначенной проблеме: как помочь детям осознавать свои эмоции, чувства? Что такое чувства? Почему не стоит подавлять эмоции? Более подробно  студенты рассмотрели техники развития эмоционального интеллекта, в частности - сказкотерапию как наиболее действенную поддержку ребенка. В заключении дискуссии каждый студент ответил  на следующие вопросы: Ваши ожидания от встречи? Что получил в реальности? Что вы будете делать дальше по-другому? Что я чувствую?


Еще одна интересная форма научной встречи со студентами - заседание научно-практического кружка "Молодой исследователь" (руководитель Р.М.Шерайзина). На этот раз темой встречи стала "Язык исследований". Студенты получили знания о возможностях исследовательской деятельности: выбор актуальной темы, ее обоснование, опора на имеющиеся научные исследования, соответствие требованиям стандартов, востребованность практикой, формулирование и решение задач исследования. Студенты практиковались в формулировке наиболее перспективных направлений исследования, анализировали состоявшиеся научные исследования по педагогике, вырабатывали критерии оценки презентации результатов исследования.


Ежегодно на кафедре  проходят встречи членов общественного экспертно-аналитического совета, включающего студентов, работодателей, преподавателей, социальных партнеров, представителей общественности. Возглавляет совет заместитель Министра - директор департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Новгородской области к.пед.н. Шепило А.Г.  В весеннем семестре совет работал в рамках темы "Инновационное конструирование региональных систем развивающего наставничества в Новгородском территориальном сообществе". Студенты выступали с темой "Наставничество в студенческой среде", рассказали о своем опыте наставничества.

Приведем мнение студентов об этой встрече: ы обсудили современные технологии наставничества, рассматривая не только российский опыт, но и зарубежный. Также обсуждалось студенческое наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования. 
  Мы узнали, что наставничество, как процесс обучения и передачи опыта явление далеко не новое и хорошо себя зарекомендовавшее. Практика наставничества известна во всем мире, и это один из самых популярных способов обучения.

Именно наставничество помогает младшим курсам быстрее адаптироваться не только в пределах университета, но и в жизни. Студенты 2 и 4 курсов представили опыт шефства над младшими курсами. Рассказывали они с большим энтузиазмом, положительным настроем и чувствами. Мы сами получаем удовольствие от такого межкурсового взаимодействия и уже сами попробовали себя в роли наставников в сотрудничестве с 1 курсом (Васильева Е., гр.6661).

Студентами 2 курса   по их инициативе была проведена научная  секция ""Год добровольца: возможности и перспективы" . Вот как описывает все происходящее на этой секции один из организаторов Семенова Екатерина (гр.6661).

"Секция была поделена на несколько блоков по направлению волонтерства: социальное, медицинское, помощь животным и экологическое. Студентами-организаторами в каждый блок были приглашены представители организаций города и студенты различных специальностей. Блок социального волонтерства оказался самым многочисленным, представители 3 студенческих педагогических отрядов рассказали зрителям о своей волонтерской деятельности, ими стали: Филиппова Ирина Геннадьевна и Волкова Алина Николаевна – представители СПО "Life"; Мясоедова Елизавета Александровна, комиссар СПО "Самовар" и Войнова Светлана Дмитриевна, боец СПО "Самовар"; Ивановская Любовь Сергеевна, командир СПО "Детинец". Студентка группы 4701 (направление "дефектологическое образование") Раскатова Елена Олеговна представила свою работу «Формирование элементарных навыков коммуникации с людьми, имеющими стойкие зрительные расстройства».  В блоке "медицинское волонтерство" о своей деятельности рассказали: Семенова Мария Михайловна, региональный координатор волонтеры-медики по Новгородской области и Булина Анна Алексеевна, которая представляла медицинский отряд «ШОВ». Также почтили своим присутствием и представители волонтеров помогающих братьям нашим меньшим, ими стали: Монастырская Вера Владимировна, она представляла группу помощи бездомным животным "Подарите нам надежду" и Уварова Ирина Геннадьевна, председатель фонда помощи бездомным животным "Спасение". И последним на мероприятии, но далеко не последним по значимости стал блок экологического волонтерства, в нем была представлена работа Кукушкиной Анны Геннадьевны, которая рассказала о деятельности общественной группы «Добрый Новгород».

Все представленные работы были удостоены высокой оценки участников секции. Выступающие  настолько трепетно и интересно рассказывали о своей деятельности, что каждая работа нашла отклик в сердцах зрителей. Также немаловажно то, что эта секция помогла и некоторым участникам выйти на контакт друг с другом : от представителей одного направления поступали предложения другим участникам о возможной совместной волонтерской деятельности. Мы считаем, что,  именно в этом, действительно, и состоит успех мероприятия и его результат.           От лица группы 6661 хотим поблагодарить всех участников секции за то, что откликнулись на предложение и представили, действительно, интересные работы, а также педагогов Мигунову Елену Васильевну и Жигалик Марину Александровну за то, что всегда поддерживаете нашу инициативу, верите в наши силы и доверяете нам даже самые сложные работы, мы это очень ценим.

Это была дебютная секция организованная нашей группой, вот такие отзывы мы получили от участников:

«Секция подготовленная студентками 2 курса прошла на высоком уровне!
Девушки смогли пригласить на мероприятие большое количество волонтеров, добровольцев и руководителей волонтерских объединений. Сама секция была хорошо проработана, девочки координировали работу всех приглашенных участников, следили за регламентом и соблюдали последовательность в предоставлении материала, мне понравилась работа ведущих, они чувствовали себя уверенно, работали слаженно было видно что готовились они основательно (Ивановская Любовь, гр.5661).

У нас, как организаторов, осталось сильное впечатление и от содержательной стороны, и от четкости работы нашей группы, слаженности действий. Это только начало нашей деятельности и мы считаем, что оно прошло достойно!".

Ежегодно на кафедре проводятся секции совместно со школьниками Великого Новгорода "Научный перекресток". В ходе встречи школьники МАОУ "гимназии "Гармония" представляли результаты своих исследований, отвечали на вопросы студентов и наоборот. Такой научный перекресток мотивирует студентов и школьников более тщательно подходить к своим научным исследованиям, учитывать  риски, которые могут возникнуть в ходе реализации  научных результатов. Студенты и школьники взаимообучаются выявлению актуальности исследования, постановке задач, выдвижению гипотезы. Такие мероприятия преследуют и профориентационные цели.

 В рамках Дней науки НовГУ кафедрой проведено еще три секции "Технологии образования детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов",  "Актуальные проблемы психологии младенческого возраста", "Актуальные проблемы помощи детям с нарушением развития".  Студенты получили хорошую возможность выступить с результатами своих исследований, познакомиться  с результатами исследовательской и профессиональной деятельности практикующих педагогов дошкольного образования. Это помогает студентам ориентироваться в актуальных проблемах дошкольного современного образования, осваивать инновационные технологии обучения дошкольников, продуктивного взаимодействия с родителями. Такое сотрудничество позволяет студентам соотнести знания, полученные в контактной работе с преподавателями с реальной практикой дошкольного образования.


 Круглый стол "Реализация актуальных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС" в этом году инициировали работодатели (педагоги детских садов Великого Новгорода и Новгородского района), пригласив в качестве наставляемых студентов 1 курса. Студенты "погружались" в профессию, знакомились с условиями реализации ФГОС дошкольного образования. По итогам круглого стола  педагогами проведена деловая игра   "Знатоки ФГОС дошкольного образования", которая позволила актуализировать имеющиеся знания студентов-первокурсников в пяти образовательных областях  дошкольного образования и проверить их в практических заданиях, предложенных работодателями.

 Традиционные конкурсы и выставки стали популярными среди студентов: конкурс научно-исследовательских работ студентов, конкурс дневников по практике, конкурс портфолио студентов, выставка-презентация творческой книги студентов 3 курса «Мой театр», выставка «Детская психология в произведениях детских поэтов», конкурс эссе «Моя профессия», выставка дидактических пособий студентов 2- 4 курсов и др.


 Такие конкурсы и выставки позволяют студентам проявить компетенции в различных направлениях научно-исследовательской и творческой деятельности и одновременно изучить уже имеющийся опыт и потенциал студентов разных курсов.

 Наиболее интересной формой взаимодействия студентов 1 и 4 курсов является уже ставший традиционным проблемный семинар "Первые шаги в науку". Студенты выпускного курса познакомили первокурсников с разными видами исследовательской деятельности: реферат, курсовая работа, дипломная работа. Хотелось бы отметить очень важный итог таких встреч: обучение старшекурсников написанию статей, содержащих результаты научных исследований. Студентов познакомили со структурой статьи, работой над каждым ее компонентом - аннотацией, ключевыми словами, вводной частью, основной частью, заключением, списком литературы; с понятиями "научный стиль статьи", "логика изложения материала".


Приведем высказывание студентки 4 курса Алексеевой Валентины (гр.4661) как напутствие первокурсникам:  "выбрать тему исследования - почти то же самое, что и выбрать профессию. С ней надо "жить" несколько лет, она должна быть интересна. Вы должны постоянно испытывать желание узнавать что-то новое в рамках вашего исследования. Важно также понимать, что по определенной теме уже есть исследования, на которые можно опираться".

Ответом послужило следующее высказывание первокурсников:  "у нас появились представления, что  существуют разные виды исследовательских работ, до этого момента мы имели дело только с рефератами, это нам показалось интересным и очень важным!".

В рамках Дней науки НовГУ кафедрой истории государства и права юридического факультета НовГУ были приглашены студенты неюридических специальностей, изучающих  правоведение, на интеллектуально-правовую игру "Знатоки права". Команда наших студентов 2 курса (гр.6661) "Сестры по праву" соревновались в знании правовой терминологии, решении правовых ситуаций, кроссвордов.  Участники показали высокий уровень интеллекта, кругозора и эрудиции, команда заняла почетное 2 место среди неюридических специальностей.

Макеева Л.Н.: Современному обществу нужен педагог–профессионал, стремящийся к самовыражению и самообразованию, многогранный, открытый ко всему новому, идущий в ногу со временем, который своим личным примером воспитывает в детях стремление к успеху.

Конкурсы позволяют не только выявить таких педагогов, но и создают условия для распространения и внедрения эффективного опыта, способствуют внедрению в практику новых интересных методик и подходов, повышают престиж педагогической профессии, развивают по-настоящему творчески работающих педагогов.

Участие в конкурсах студентов, молодых специалистов позволяет им заявить о себе, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелиться на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития.

Я считаю, что участие в конкурсах для студентов и молодых специалистов – это отличная возможность осмысления уже пройденного пути, продумывания планов будущей работы. Это возможность личного профессионального роста, самоутверждения себя как педагога, постижения новых профессиональных тенденций. Безусловно, профессиональные конкурсы являются ресурсом развития образования, поскольку дают толчок для совершенствования каждого из участников в частности, а значит, и системы образования в целом.

Участие в конкурсе -это поиск нового, возможность оценить свой потенциал  по отношению к другим участникам; наконец, это солидно, доступно, престижно, полезно, перспективно и безумно интересно!

Хочется пожелать, чтобы конкурсы стали не только важным этапом в профессиональной и творческой судьбе каждого студента, но и стимулом к покорению новых вершин!


Эмоционально насыщенно прошел конкурс "Воспитатель года-2018: командное соревнование будущих и молодых педагогов дошкольного образования". В нем приняли участие все курсы профиля "Дошкольное образование", команда молодых педагогов, имеющих стаж работы в детском саду от 0 до 3-х лет. Отличительной особенностью стало прикрепление к каждой команде своего наставника (это опытные педагоги детских садов Великого Новгорода и Новгородской области - п.Пролетарий, г.Чудово, г.Боровичи). Интересен тот факт, что все наставники - это выпускники разных лет нашей кафедры, обучавшиеся по профилю "Дошкольное образование".


 Конкурсные задания направлены на освоение компетентностной модели выпускника бакалавриата: портфолио группы, интервью с наставником по актуальным проблемам дошкольного образования, публичная лекция, ток-шоу "Профессиональный разговор", портрет педагога дошкольного образования.

В состав жюри вошли: член жюри Всероссийского конкурса, к.пед.н., старший преподаватель структурного подразделения "Институт детства" Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования М.С.Задворнова, абсолютный победитель регионального конкурса "Воспитатель года-2017" Макеева Любовь Николаевна (МАДОУ №66 Великого Новгорода), зав.кафедрой ППОиСУ Шерайзина Р.М., педагог высшей категории МАДОУ г.Чудово Орехова М.С., методист МАДОУ №33 Мукка Е.Ю.

Макеева Л.Н.: Современному обществу нужен педагог–профессионал, стремящийся к самовыражению и самообразованию, многогранный, открытый ко всему новому, идущий в ногу со временем, который своим личным примером воспитывает в детях стремление к успеху.

Конкурсы позволяют не только выявить таких педагогов, но и создают условия для распространения и внедрения эффективного опыта, способствуют внедрению в практику новых интересных методик и подходов.

Конкурсы повышают престиж педагогической профессии, развивают по-настоящему творчески работающих педагогов.

Участие в конкурсах студентов, молодых специалистов позволяет им заявить о себе, помогает объективно оценить свои силы и возможности, нацелиться на дальнейшее самосовершенствование, создавая условия для профессионального, творческого и личностного развития.

Я считаю, что участие в конкурсах для студентов и молодых специалистов – это отличная возможность осмысления уже пройденного пути, продумывания планов будущей работы. Это возможность личного профессионального роста, самоутверждения себя как педагога, постижения новых профессиональных тенденций. Безусловно, профессиональные конкурсы являются ресурсом развития образования, поскольку дают толчок для совершенствования каждого из участников в частности, а значит, и системы образования в целом.

Участие в конкурсе -это поиск нового, возможность оценить свой потенциал  по отношению к другим участникам; наконец, это солидно, доступно, престижно, полезно, перспективно и безумно интересно!

Хочется пожелать, чтобы конкурсы стали не только важным этапом в профессиональной и творческой судьбе каждого студента, но и стимулом к покорению новых вершин!


 Приведем высказывания студентов.

"Группа 6661 выражает благодарность всем за проведённый конкурс «Воспитатель года-2018», отличную работу и возможность достижения нами поставленных целей. В первую очередь нам было приятно подготавливаться к данному конкурсу, который был очень важен для нас. Впоследствии мы отметили профессионализм всех групп и прежде всего – сплоченность. Подобные мероприятия очень сближают не только группу, с которой учимся, но и все остальные курсы направления « дошкольное образование». Особенно хочется отметить внимание и поддержку со стороны наших преподавателей, спасибо Вам. Также выражаем благодарность нашим наставникам: четкая обратная связь,  оперативность выполнения взятых на себя обязательств, высокая ответственность и индивидуальный подход, быстрая и качественная подготовка к конкурсу- всё это было со стороны нашего наставника - Кругловой Елены Николаевны".

Наша группа 4661 отметила, что в конкурсе происходили преемственность и синтез благодаря участию в каждой группе студентов практикующего педагога – наставника, с которым проводилась работа и непосредственное взаимодействие ещё при подготовке домашнего задания для конкурса (запись интервью).

Мероприятие было очень яркое и насыщенное. Студенты всех курсов прекрасно справились со всеми заданиями. Все ребята оригинально представили «Портфолио группы» и немного рассказали о себе.

Интервью, записанное с каждым наставником, было очень содержательно. Педагоги четко и грамотно отвечали на все поставленные им вопросы, делились своим видением актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе развития общества.

Конкурс «Публичная лекция» предоставил нам возможность побыть экспертами, и угадать в роли какого специалиста (воспитатель, психолог, методист, логопед и т.д.) предстает студент от каждой группы с докладом.

Наша команда 4 курса «Мастерицы» заняла почетное 3-е место. Мы с группой отлично  и с пользой провели время, сблизились с нашим наставником Ольгой Анатольевной Яковлевой (МАДОУ № 83 Великого Новгорода), она прекрасный, практикующий и опытный педагог и нам с ней повезло!

Мы, студенты группы №4661, выражаем огромную благодарность всем организаторам, членам жюри и участникам за такое интересное мероприятие – «Воспитатель года».

А вот высказывание Ольги Анатольевны: " Хочу выразить огромную благодарность за конкурс "Воспитатель года 2018: командное соревнование будущих педагогов и молодых педагогов дошкольного образования", за интересные и разнообразные задания, которые выполнялись на одном дыхании. Участие в разнообразных конкурсах- неотъемлемая часть нашей профессиональной деятельности. И мне довелось участвовать во многих из них. Но конкурс "Воспитатель года 2018" для студентов и молодых педагогов - это нечто совершенно иное!!! Впервые участвовала в таком формате конкурса. Я являлась наставником студентов группы 4661. Я чрезвычайно рада, что находилась среди талантливых участников конкурса!!!".

 "Для нашей группы 5661- это мероприятие было очень важным событием. В процессе подготовки к конкурсу мы выработали целостную концепцию нашей группы, которой придерживались в течение всего мероприятия. Наш коллектив сплотился во время конкурса, что позволило нам раскрыть потенциал как каждого отдельного человека, так и группы в целом. Мы благодарны нашему наставнику-воспитателю высшей категории детского сада №86 Якименко Марине Сергеевне, которая, вдохновляла и подбадривала нас, а так же очень значительным было то, что Марина Сергеевна верила в нас и наши силы, при этом делалась своим опытом, знаниями и позитивом. Эти факторы привели нас к победе, которая еще раз помогла почувствовать нашей группе, что мы единое целое. Так же спасибо другим командам за честное соперничество, а жюри за справедливое судейство".

Якименко М.С.: "Большое спасибо организаторам конкурса за столь необычную, интересную форму реализации интеллектуального и творческого потенциала студентов. Такие мероприятия очень нужны и важны, так как помогают будущим педагогам пробовать свои силы по всем направлениям психолого- педагогической деятельности. Очень хочется, чтобы эти замечательные "состязания" стали доброй традицией ИНПО! ".


 В завершении хотелось бы рассказать еще ободном событии - интерактивной игре "Моя профессия" среди будущих педагогов дошкольного образования. В этой игре принимали участие студенты всех курсов профиля "Дошкольное образование"  ИНПО и команда "Дошколята", представленная студентами 4 курса (гр. 5861) специальности 44.02.01 - дошкольное образование Гуманитарно-экономического колледжа МПК НовГУ.  Игра содержала задания, связанные с профессиональными компетенциями будущих педагогов дошкольного образования ("назад в детство", "педагогическая мастерская", "я в сказке", "правда ли что..."), направлена на продуктивное взаимодействие  всех групп во главе с наставниками (студенты выпускного курса), популяризацию профессии педагога дошкольного образования.

Компетентное жюри составили опытные педагоги разных детских садов Великого Новгорода и студенты- выпускники профиля "Дошкольное образование".


 Мнение студентов колледжа об игре лаконично: "Проверили себя (знания есть, но хочется еще), посмотрели на других, чувствуем, что надо учиться работать в команде. Хочется учиться в таком институте, будем стараться поступать!". Это, наверное,  и есть один из главных итогов наших встреч с учащимися колледжа - потенциальными абитуриентами нашего Университета!

    

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления