Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2015 > №1 (84) > Федорова А.В. Пространственная модель «Остров» в цикле рассказов А.Яшина «Сладкий остров»

Федорова А.В. Пространственная модель «Остров» в цикле рассказов А.Яшина «Сладкий остров»

УДК 82-31 (17.82.31)
Ф е д о р о в а А. В. Пространственная модель «Остров» в цикле рассказов А.Яшина «Сладкий остров» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2015. № 84. С.133–136. Библиогр. 1 назв.

К л ю ч е в ы е с л о в а: автобиографические мотивы, хронотоп, образ, персонаж, пейзаж, символ

Автор статьи дает краткий обзор типов островного пространства в литературе и предлагает рассматривать модель «остров» в цикле рассказов А.Яшина «Сладкий остров» как пространство самопознания и постижения ценностных смыслов бытия. Далее анализируются содержание и основные функции «островного» пространства, выделяются значения «реальное» и «идеальное» пространство. Под «реальным» предлагается понимать биографически акцентированный топос — Сладкий остров на Новоозере в Белозерском районе Вологодской области. «Идеальное» пространство реализует следующие художественно важные значения: легенда о появлении монастыря (чудо на воде), пространство детства, актуализирующее содержание образа ребенка (архетип дитяти), пространство сказки, пространство райского сада. В итоге автор приходит к выводу, что в рамках цикла осуществляется содержательный «сдвиг» заглавия от прямого значения топонима к символико-метафорическому: Сладкий остров — пространство счастья.
-----------------------------------------------------------------------------
UDC 82-31 (17.82.31)
F e d o r o v a A. V. The Island spatial model in the cycle of short stories “The Sweet Island” by A.Yashin // Vestnik NovSU. Issue: Liberal Sciences. 2015. № 84. P.133–136. The reference list 1 item.

K e y w o r d s: autobiographical motives, chronotope, image, character, landscape, symbol

The author of the article makes a short survey of the types of island space in literature and suggests that the Island model in the cycle of short stories “The Sweet Island” by A. Yashin should be considered as space of self-cognition and conceiving the axiological meaning of existence. The content and main functions of the island space are under analysis; the meanings of “real” and “ideal” space are depicted. “Real” space is viewed as biographically marked topos — The Sweet Island on Novoosero Lake in Belozersk region of Vologda oblast. “Ideal” space implements the following artistically important meanings: the legend about mystical appearance of the monastery (the miracle on the water), the space of childhood concerning the content of the child’s image (the child archetype), space of a fairy tale, space of Eden. The author draws to conclusion that within the framework of the cycle there is a content shift of the title from the direct meaning of toponym to its symbolic and metaphoric meaning: the Sweet Island is the space of happiness.

Загрузить (367 КБ)