Вестник НовГУ

Вестник НовГУ > 2014 > №83 ч.1 > Шараков С.Л. Идейно-художественная доминанта поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей»

Шараков С.Л. Идейно-художественная доминанта поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей»

УДК 821.161.1
Ш а р а к о в С. Л. Идейно-художественная доминанта поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 83, ч.1. С.47-51. Библиогр. 8 назв.

К л ю ч е в ы е с л о в а: идейно-художественная доминанта, сюжет, словообраз, символ, миф, топика, обратная типология, гностицизм

Анализируется идейно-художественная сторона поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей». Рассматриваются религиозные и философские источники художественного миросозерцания поэта в ранний период творчества. Особое внимание обращено на связь поэтики романтизма с идеями гностицизма. Утверждается обусловленность миропонимания юноши-Лермонтова философемами гностицизма и, соответственно, доминантность гностического мироощущения для художественного мира поэмы. В связи с этим предметом исследования становятся такие значимые элементы художественного целого, как образ героя, сюжет, идейно-образные структуры, словообразы, топика. Определен тип сюжетосложения, выделены основные мотивы и реминисценции, указано на демонические черты образа героя в свете гностического мироощущения. Выявлены особенности символической и мифической выразительности. В заключение делается вывод о характере творческого мышления Лермонтова, для чего вводится понятие «обратной типологии».
-----------------------------------------------------------------------------
UDC 821.161.1
S h a r a k o v S. L. The ideological and artistic dominant of poem by M.Lermontov “Ismail-Bey” // Vestnik NovSU. Issue: Liberal Sciences. 2014. № 83, part 1. P.47-51. The reference list 8 items.

K e y w o r d s: ideological and artistic dominant, story (topic), word image, symbol, myth, topos, reverse typology, gnosticism

Ideological and artistic aspects of the M. Lermontov’s poem “Ismail-Bey” are analyzed in the paper. Religious and philosophical sources of the artistic worldview of the poet in his youth are discussed. Special attention is paid to the connection of poetics of romanticism with the ideas of gnosticism. In his early years, Lermontov was greatly influenced by philosophies of gnosticism, so gnostic ideas were dominant in his poem. In this regard, the subject of the study is defined as key elements of the artistic whole, namely, the image of the hero of the story, ideologically-shaped structures, word images, and topos. The type of topics’ composition, main motives and reminiscences are determined; demonic features of the image of the hero in the context of the gnostic worldview are outlined. Peculiarities of symbolic and mythological expressiveness are also revealed. The author introduces the term “reverse typology” to draw conclusions about the nature of Lermontov’s creative thinking.

Загрузить (337 КБ)