18.09.2017  Изольда Кушнир поделилась со студентами Политехнического института воспоминаниями

Новгородка Изольда Михайловна Кушнир рассказала студентам Политехнического института о своём военном детстве, послевоенной юности, о восстановлении Великого Новгорода после войны (продолжение):

«Мой муж, Илья Иосифович Кушнир, родился 19 апреля 1921 года в городе Сольцы.

Когда началась война, он учился в Москве и был студентом 3-го курса. Его сразу же взяли в армию. Он попал на оборонительные сооружения в составе 307-го управления военно-строительных работ 36-ой сапёрной бригады 50-го военно-строительного отряда. Строил окопы, да и не только их, строил всё, где требовалось какое-то строительное образование .

После войны Илья продолжил учёбу в институте. В 1947 году окончил архитектурное отделение Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ).

Все, кто оттуда вышел, были грамотными архитекторами. Перед ними стояла сложная задача – сохранить, где возможно, старые постройки и возвести новые, не разрушая исторической среды.

Не каждый архитектор был художником. Илья Иосифович писал акварелью потрясающие картины. Я даже сделала дома специальный уголок и разместила там его фотографии и работы.

Как мы познакомились

Хотите знать, как я познакомилась со своим будущим мужем? Сейчас расскажу.

Я организовала вокальную группу «Я помню вальса звук прелестный». Среди её участников были взрослые люди самых разных профессий. Работа у нас кипела.

Когда в здании нынешней филармонии открыли театр, легко представить, какие были стены, раз до этого там стояли лошади. Мы, комсомольцы, со швабрами и тряпками их отмыли. Потом пришли реставраторы, стали приводить здание в порядок. Стены и колонны стоят до сих пор.

В 1945 году к нам приехала ленинградская труппа артистов, которая во время войны находилась в Боровичах, Боровичи не были оккупированы немцами. 8-го или 9-го мая 45-го года был большой праздник, отмечали победу. Но и без праздников людям, особенно молодёжи, нужно было хоть один-два раза в неделю где-то отдыхать.

Делали так. После первого отделения спектакля, в антракте, в колонном зале этого здания, где находился духовой оркестр, устраивали танцы. А когда спектакль завершался, тоже были танцы. Из-за этого публики в театре всегда было много.

С другой стороны от колонного зала, со стороны администрации, был гардероб. И вот на лестнице вдруг появляется кудрявый молодой человек в сером костюме. Обводит взглядом весь зал и смотрит, смотрит. Мы с девчонками стояли в самом дальнем углу. Стоим группой, хохочем. И вдруг он по диагонали идёт в наш угол. Среди нас была очень красивая девушка, наполовину осетинка. У неё были красивые кудрявые чёрные волосы. Мы думали, молодой человек идёт к ней. Я говорю:

«Аллочка, расправь плечики, к нам идёт молодой человек».

Но он пригласил на танец меня. С тех пор, встретившись совершенно случайно, мы так и «оттанцевали» вместе почти 50 лет. Чуть-чуть не дотянули до золотой свадьбы.

Первое свидание

Это сейчас всё просто. Только познакомились и уже начинают совместную жизнь. А раньше всё было строго. Илья по всем правилам начал за мной ухаживать.

Наша семья жила на Нехинской, почти напротив круглого гаража. Раньше там были бараки, сейчас всё выглядит по-другому. Мы занимали четверть барака. Так как отец был начальником, только у нас был телефон.

Мы с Ильёй договорились о встрече. Вышла я на улицу, постояла немного, и что- то мне не понравилось. Может, погода. Решила:

«Не пойду».

К тому же завтра надо рано вставать. Не пошла, лежу, читаю. А окна у нас не закрывались. Слышу, в окошечко кто-то стучится. Вскочила, смотрю – Илюша. Оделась, вышла на крыльцо и спрашиваю:

«Как ты меня нашёл?»

«Так телефонный провод идёт только в одно место. По проводу и нашёл. Если ты договорилась о чём-нибудь и не можешь выполнить, то позвони или сообщи как-нибудь иначе. Я ведь волновался. Я ждал больше 2-х часов. Думал, с тобой, что- то случилось, раз не пришла».

Я эти слова запомнила на всю жизнь. Он дал мне понять простую вещь:

«Дал слово, выполни».

Любовь Митрофановна Шуляк

«20 лет назад умерла Любовь Митрофановна Шуляк, выдающийся советский архитектор-реставратор, ей было 100 лет. Она была маленькая, худенькая. Но как же она «воевала», если что- то делали не так! Откуда только силы брались? Когда восстанавливали любой разрушенный храм, она знала все чертежи, следила за каждым шагом восстановительных работ. Приходила и смотрела, как кладут кирпичи. Если ей что-то не нравилось, она была готова всё разобрать и сделать заново.

Был такой случай. Нужно было раскрыть вал, разрезать его в намеченном месте. Приехал бульдозер. Мне навсегда запомнилось, как кричала Любовь Митрофановна:

«Этого делать нельзя!».

Рабочий утверждал, что он должен выполнить распоряжение начальства. Тогда эта упрямая маленькая женщина легла на вал. Бульдозерист взял её на руки, перенёс в другое место и опять сел за руль. Она быстро вскочила и вернулась назад. Для неё в реставрации не было мелочей.

Любовь Михайловна была настоящей воительницей, сражалась буквально за каждую крупицу работы. И, может, именно благодаря ей, сохранились те детали, то старое, что нужно и можно было сохранить в неприкосновенности.

Когда со Щусевым разрабатывали генеральный план восстановления Великого Новгорода, то, если бы у нас не было каких- то архивных документов, то, может быть, и улицы какой-то не было.

Софийская площадь

Вот, например, как формировалась Софийская площадь. При освобождении города её фактически не было. Стояло полуразрушенное здание Дворянского собрания, и всё. Можно было площадь сделать какой угодно. Площадь – это замкнутое пространство, а там, где сейчас стоит здание областной администрации, было пусто. Когда подняли архивные данные, то именно, благодаря им, сделали всё в точности, как было раньше.

Площадь эта особенная, она мне очень нравится. Там, где сейчас памятник Ленину, раньше был стадион. А ещё раньше располагался плац. В Новгороде было много военных поселений. Военные проводили здесь свои учения. И только в 1834 году была сформирована Софийская площадь.

Об архитекторах, восстанавливавших Великий Новгород, рассказывает Большая советская энциклопедия.

Я стала директором парка

Официально моя работа в области культуры началась в 1962 году с Дома пионеров. Там я организовала клубы «Октябрёнок» и «Старшеклассники». Именно в Доме пионеров зародился новгородский КВН. Я побывала на семинаре в Москве, оттуда и привезла КВН. Тогда все праздники устраивали в Доме пионеров. Через него прошло не одно поколение юных новгородцев.

И вот проводила я зимой в Доме пионеров разные мероприятия, а наш парк был мёртвым. Там ничего не было, хотя, например, «проводы русской зимы» проходили там. Этот праздник был заложен ещё в 1966 году. Народу всегда было много. Традиционные петухи на столбе и многое другое – всё идёт оттуда. Я сама за петухами ездила каждый раз в какой-нибудь совхоз или колхоз.

А летом все мероприятия проводились в парке. Наше руководство меня заприметило и неожиданно пригласило в горисполком. Мне предложили занять должность директора парка. А я ведь никогда в такой должности не работала, и ничего о ней не знаю! Но мне сказали:

«У вас получится».

Где-то в сентябре министр культуры Екатерина Фурцева проводила первое совещание директоров городских парков. Участники встречи рассказали, кто и чем занимается, поделились опытом. Я исписала целую тетрадь. Мне всё хотелось знать. Наговорили столько всего – у меня голова распухла. В таком возбуждённом состоянии я вернулась домой.

Когда-то я жила в столице, то часто ходила в парк «Сокольники» и знаю, что такое настоящий благоустроенный парк. В первую очередь парку нужны аттракционы. Тогда он будет жить, и туда будут тянуться люди. В Москве на совещании я записала, что в стране есть единственный город Ейск, где изготовляют аттракционы.

Мне оформили командировку, и я отправилась в Ейск. Прихожу на завод. С директором предварительной договорённости о встрече не было. Меня не приняли. И стала я на проходной рассказывать, какой у нас замечательный город, какая у него уникальная история. Новгород после освобождения надо приводить в порядок. Парк в городе есть, но он пустой, аттракционов нет. Выслушали меня внимательно и пропустили к директору. Я и ему рассказала всё то же самое, попросила помочь. Но оказалось, что страна большая, аттракционов мало и давали их только по разнарядке из министерства культуры.

Пожалел меня директор, вызвал главного инженера. Дали мне всё, что я хотела получить, выписали счёт. По тому времени это была очень большая сумма. Я туда включила колесо обозрения, качели, карусели и многое другое, чтобы заполнить парк. У председателя горисполкома, когда он увидел счёт, глаза на лоб полезли:

«Где мы возьмём такие деньги?!»

С деньгами всегда было плохо, но я нашла выход из положения. Парк стал работать, а, чтобы он жил, решили использовать эстраду. С тех пор я проработала в парке почти 10 лет.

Дом культуры имени Васильева

В 1972 году меня пригласили на должность директора в Дом культуры имени Васильева. До войны это был офицерский клуб, позже его передали заводу им. Ленинского комсомола. При клубе уже был создан полупрофессиональный ансамбль «Садко», но он только начинал работу, и, как всегда, нужна была помощь директора, которого там ещё не было.

Чтобы пригласить в область серьёзный творческий коллектив, нужны были немалые деньги, и нас всегда выручала самодеятельность. А самодеятельность у нас была великолепная! Мы создали кружки, секции, абонементы, чтобы каждый новгородец смог найти себе занятие по интересам. Наиболее популярными стали кружки кройки и шитья, вязания, радиокружок, клуб «Малышок» и др. Были разработаны программы для разных возрастов. В первую очередь старались пристроить детей, чтобы они бесхозно не бродили по улицам.

В ансамбле «Садко» занималось около 120-150 человек. Он состоял из чтецов, гусляров, оркестра народных инструментов, танцевального и хорового коллективов. Это был ансамбль, выполнявший много разных функций. Его не случайно пригласили на олимпиаду.

Сейчас я уже 15 лет работаю на общественных началах как председатель Совета ветеранов работников культуры.

Я очень сочувствую своим внукам. Мне кажется, что вы как-то неинтересно живёте, вам некуда деться, кроме кафе и ресторана. А тогда мы находили себе много развлечений.

Моя семья

У меня 2 сына, есть внуки и даже правнуки.

Старший сын Михаил – кандидат философских наук, живёт в Санкт-Петербурге, пишет книги.

Младший сын Александр – заслуженный строитель.

Мне всегда нравилась работа, которая требует, какого- то размышления, творчества.

Каждый в нашей семье занимался своим делом. Я всю жизнь работала в области культуры, сестра пошла в строительство. Её дочь, моя племянница, выросла из «Гуселек», в 14 лет её приняли в основной ансамбль «Садко». Потом она окончила наше Культпросветучилище, сейчас у неё свой хореографический коллектив. Она часто ездит на какие-то соревнования и конкурсы».

Людмила Осипова, Кирилл Громов, Алла Булгакова – руководитель объединения «Патриот»

Узнать больше  можно на сайте добровольческого объединения «Патриот» «Вечный огонь»

Служба новостей Новгородского университета


Bозврат на страницу новостей
RSS 
Архив новостей