Контакты Contacts

Почтовый адрес:  Россия, 173003, г. Великий Новгород,  ул. Б. С.-Петербургская, 41, ауд. 1308, Центр развития публикационной активности.  

Тел.: 8 (8162) 33 88 30 доб. 2294;

Факс: (8162) 97 45 26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Velikiy Novgorod, Yaroslav the Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., 1308. Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30 ext. 2294

Fax (8162) 97 45 26



Поиск статей по:

Кулаков В.И. (Kulakov V.I.)

Декапитация и прусские жертвенные чаши

Проблема происхождения и использования жертвенных чаш, упомянутых одним из местных краеведов в XVII в., обойдена вниманием археологов Балтии. Представленный в статье исторический экскурс представляет генезис идеи культовой чаши, первоначально изготавливавшейся из черепа человека, затем, лепившейся из глины, в раннем средневековье сменившейся бронзой. Семантику такого сферического вместилища жертвенного (?) напитка отражает скандинавская легенда о Мимире. Сходный тезис известен и в ведической традиции. Скорее всего, жители юго-восточной Балтии с эпохи неолита воспринимали свод человеческого черепа как некий аналог небесной тверди, посредством которого можно было установить связь между этим и Иным мирами. Культ человеческой головы предполагает не только развитое религиозное мышление, но и достаточно высокий уровень социальной организации общества, в котором такой культ функционирует. Следует особое внимание обратить на то, что население западной окраины балтского мира, традиционно известного консервативностью своих воззрений в различных сферах бытия, использовало в культовых целях сосуды полусферической формы (от теменной доли до чаши-kaszele) на протяжении трёх с половиной тысячелетий, причём — при разных социальных системах общества.

Ключевые слова: юго-восточная Балтия, неолит, железный век, средневековье, жертвенные чаши

Decapitation and Prussian sacrificial bowls

The historical digression presented in the article represents the genesis of the idea of the cult bowl, originally made from the skull of the sacrificial person, then, repeating in shape and pattern parietal lobes, molded from clay, in the early Middle Ages replaced by bronze. The semantics of such a spherical container of the sacrificial (?) Drink reflects the Scandinavian legend of Mimir, which says: “... the skull of the cold Turs’ became sky...”. Most likely, the inhabitants of the southeastern Baltic from the Neolithic Age perceived the human skull as an analogue of the celestial firmament, through which it was possible to establish a connection between this and the Other worlds. Special attention should be paid to the fact that the population of the western edge of the Baltic world, traditionally known for the conservatism of its views in various spheres of life, used for religious purposes vessels of hemispherical shape (from the parietal lobe to the cup-kauszele) for three and a half millennia, and different social systems of society.

Keywords: South-eastern Baltic, Neolithic, Iron Age, Medieval, cult bowls

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).381-388

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии