Контакты Contacts

Почтовый адрес:  Россия, 173003, г. Великий Новгород,  ул. Б. С.-Петербургская, 41, ауд. 1308, Центр развития публикационной активности.  

Тел.: 8 (8162) 33 88 30 доб. 2294;

Факс: (8162) 97 45 26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Velikiy Novgorod, Yaroslav the Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., 1308. Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30 ext. 2294

Fax (8162) 97 45 26



Поиск статей по:

Кислова Е.И. (Kislova E.I.)

Учебные пособия по латыни и их использование в русских семинариях XVIII в.

На материале архивных и опубликованных исторических источников рассматривается проблема преподавания латинского языка в русских семинариях XVIII в. Базируясь на учебных курсах Киево-Могилянской академии, восходивших, в свою очередь, к европейским моделям коллегий иезуитов, курсы преподавания латыни «великорусским» ученикам постепенно трансформировались в условиях послепетровской России. Мы рассмотрим типы учебных пособий, которые использовались в преподавании («разговоры», словари, упражнения, буквари и грамматики), и подробнее остановимся на том, как, судя по имеющимся данным, материал распределялся по ступеням обучения. Полученные данные показывают, что опора на грамматику и в целом грамматический принцип преподавания для семинарий даже в конце XVIII в. имели свою специфику, связанную с социальными особенностями обучения в семинариях: грамматический подход предполагал использование грамматики, однако их тексты в основном так же заучивались наизусть, как и другие образцовые тексты на латыни. Некоторый элемент грамматического анализа, судя по отчетам учителей, появляется в последней четверти XVIII — начале XIX в., однако не совсем понятно, мог ли он быть реализован в семинарских условиях или оставался исключительно в отчетах.

Ключевые слова: Россия в XVIII в., история образования, семинарии, история учебных пособий, преподавание иностранных языков, грамматики

Latin language textbooks and their usage in Russian 18th century seminaries

The paper uses archival and published historical sources to study the problem of teaching Latin in 18th century Russian seminaries. The courses that taught Latin to the “Great Russian” students were based on the programs of the Kyiv-Mohyla Academy, which themselves were based on the European models of Jesuit colleges. In the post-Petrine Russia setting, these courses were gradually transformed. We study the specifics of seminary education; the types of study books used in teaching (“conversations”, dictionaries, exercises, primers and grammar books); and, particularly, the way in which this material was distributed across the learning stages, according to the data we have. These data show that general reliance on grammar and the grammar-based way of teaching in seminaries had a specific nature even in the late 18th century: the grammar-based approach suggested the use of grammar books, but their texts were mainly learned by heart as much as other exemplary Latin texts. Some elements of grammatical analysis, judging by the teacher reports, seems to appear in the last quarter of 18th century and the early 19th century; however, it is not clear whether it could be realized in a seminary setting or remained in the reports alone.

Keywords: Russian of the 18th century, history of education, history of seminaries, Latin in Russia, Grammars

https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.5(30).8

Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии