Контакты Contacts

Почтовый адрес:  Россия, 173003, г. Великий Новгород,  ул. Б. С.-Петербургская, 41, ауд. 1308, Центр развития публикационной активности.  

Тел.: 8 (8162) 33 88 30 доб. 2294;

Факс: (8162) 97 45 26.

E-mail: eNotes@novsu.ru

Postal address:  Russia, 173003, Velikiy Novgorod, Yaroslav the Wise Novgorod State University, B.Sankt-Peterburgskaya St, 41 Bldg., 1308. Editorial Office.

Tel. (8162) 33-88-30 ext. 2294

Fax (8162) 97 45 26



Поиск статей по:

Кулаков В.И. (Kulakov V.I.)

Плетёный орнамент в древностях пруссов

Впервые в отечественной науке рассматривается один из вариантов прусского орнамента, представленного косицеобразными плетениями. Он появляется на украшениях в VI в. и доживает до финала эпохи викингов. Прусскими мастерами XIV в. плетёный орнамент был уже прочно забыт и отсутствует на их творениях. Проведённый в статье анализ прусского плетёного орнамента позволяет кратко изобразить историю его развития. Первые в древностях пруссов образцы плетёного орнамента представлены на импортных оковках питьевых рогов второй пол. VII в. Несколько ранее такой декор появляется на пальчатых фибулах типа Wolfskehlen на западе Мазур. В древностях Самбии Х в. представлены подковообразные фибулы импортного происхождения, дуги которых украшены косицеобразным декором. Судя по нахождению этих застёжек в скандинавских курганах могильника Кауп, такой орнамент не использовался пруссами. Впервые собственно прусские плетёные изображения (не полосы орнамента, а одиночные фигуры) появляются в середине Х в. на подвесках конского оголовья. Эти артефакты можно считать первыми воинскими знаками Европы, обозначавшими принадлежность их владельцев к местной дружине. Главный признак прусской «плетёнки», имитировавшей скандинавские фигуры, выполненные в стиле Еллинг — одиночный узел. В XI в. археологический материал Самбии позволяет полагать наличие на Янтарном берегу на финальной стадии эпохи викингов как скандинавских мастеров, изготавливавших изделия с многоузелковой «плетёнкой», так и прусских ювелиров, придерживавшихся в изготовлении плетёных композиций местной «одноузелковой» традиции. В XII в. производство плетёных композиций прусскими (да и скандинавскими) мастерами в юго-восточной Балтии прекращается. В итоге следует признать факт возникновения плетёных орнаментов в прусском декоративном искусстве постоянным влиянием скандинавских традиций. С прекращением контактов между населением северных и южных берегов Балтии после эпохи викингов попытки прусских мастеров имитировать социально и художественно престижные скандинавские орнаменты уже не актуальны. Скандинавские мотивы в прусской художественной традиции (пожалуй, за исключением приёмов плакировки металлических изделий) исчезают. Кстати, та же тенденция видна и на примере прусских дериватов скандинавской militaria.

Ключевые слова: Балтия, эпоха Великого переселения народов, эпоха викингов, пруссы, орнамент

The braided ornament in the antiquities of Prussia

 In the article, for the first time in the domestic science, one of the variants of the Prussian ornament, represented by an oblique weave, is considered. It appears on the ornaments in the VI century and lives to the end of the Viking Age. The braided ornament was already firmly forgotten and absent on the Prussian masters’ creations of the XIV century.The analysis of the Prussian wicker ornament in the article allows us to briefly describe the history of its development: The first in the antiquity of Prussia specimens of wicker ornament are represented on the imported fittings of the drinking horns of the second floor. VII century. Somewhat earlier such a decor appears on the finger brooches like Wolfskehlen in the west of Mazury. In the antiquities of Sambia, the 10th century presented horseshoe fibulae of imported origin, the arcs of which are decorated with an oblique decor. Judging by the finding of these fasteners in the Scandinavian barrows of the Kaup cemetery, such an ornament was not used by the Prussians. For the first time proper Prussian wicker images (not ornamental strips, but single figures) appear in ser. X century. on horse headband suspensions. These artifacts can be considered the first military signs of Europe, denoting the ownership of their owners to the local squad. The main sign of the Prussian “weave”, imitating the Scandinavian figures, made in the style of the Elling — a single knot. In the XI century. the archaeological material of Sambia makes it possible to assume the presence on the Amber Bank at the final stage of the Viking Age as Scandinavian masters who made products with multi-node “braid”, and Prussian jewelers who adhered to making wicker compositions of the local “one-tree” tradition. In the XII century. the production of woven compositions by Prussian (and Scandinavian) masters in the southeastern Baltic region ceases.

As a result, it should be recognized that the creation of wicker ornaments in Prussian decorative art is a constant influence of Scandinavian traditions. With the termination of contacts between the population of the northern and southern shores of the Baltic after the Viking Age, attempts by Prussian masters to imitate socially and artistically prestigious Scandinavian ornaments are no longer relevant. Scandinavian motifs in the Prussian artistic tradition (perhaps, with the exception of the methods of plating metal products) disappear. By the way, the same tendency is seen in the example of Prussian derivatives of the Scandinavian militaria.

Keywords: the Baltics, the era of the Great Migration of Nations, the Viking Age, the Prussians, the Ornament

 

 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.4(22).7

 Article.PDF

  

Объявления

Документы

Информация

Лицензия Creative Commons

 

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

 

 

 

Регулярные выпуски журнала выходят ежеквартально, не менее 4 раз в год. Возможен выход специальных выпусков журнала.

Фотографии