Газета "Новгородский университет". Все номера

Название документа Описание Размер
2012  
2013  
2014  
2015  
2016  
2017  
2018  
2019  
2020  
2021  

Журнал "Время открытий". Все номера

Название документа Описание Размер
2011  
2012  
2013  
2015  

Новгородский университет

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Еще раз о русах и "сырости"

В.М. Богданов

По роду и направленности своих увлечений я с охотой читал и читаю статьи, в которых привлекается внимание потомков к происхождению их предков, к нашим истокам. С вниманием прочитал я и последнюю статью Юрия Чуканова в газете "Новый Петербург": "Руссы из Арконы и руссы из Руссы". В этой статье автор признает, что варяги-русы ушли в немецкое Поморье изначально из Приильменья, с валдайских холмов. Не я ведь тридцать лет доказывал это же, об этом четко говорится и в изданных мной брошюрах! Более того, я утверждаю, что из наших же мест шли на запад предки готов, ругов, вандалов, варинов, франков, фризов. Все это доказывается в основном лингвистически, но и с использованием топонимического материала, доказывается более серьезно и убедительно.


По мнению автора, озеро Ильмень далеко не одно, также как много мест с названием Руса, Морева и многих других.

Теперь по поводу Старой Руссы. Местное население никогда не звало Русу "Старой". У нас в деревне деды говорили просто: поеду в Руссу. В слове звучало и одно /с/. В русском языке, в отличие от некоторых других языков, двойные согласные произносятся раздельно и отчетливо: ВАН-НА.

Водная Руса

Я тоже полагаю, что уже и в начале нашей эры РУСЫ жили и в РУСЕ. Но сам этот постулат требует доказательства. Поселения с именами АРСА, ОРСА, РУСА существовали во всем ареале арийской речи (включая в этот ареал и урартов, и шумеров). Чуканов иронизирует над каким-то "славянофилом" (не называя его имени), который утверждал, что "русы завелись от сырости на реке Россь". Читал я многих славянофилов, но эта мысль не попадалась мне. А если бы я ее прочитал, то был бы восхищен мудростью, пророческой прозорливостью того "славянофила". Ибо арийская речь тысячами слов подтверждает, что и арии, и русы, и франки, и славяне-словины "завелись от сырости".

Одним из основных значений и слова арии, и пракорня РУС было "водные", "водь", "речные, "озерные". Биологи утверждают, что предки всех живых организмов "вышли из воды". А язык всех арийских племен подтверждает, что предки вышли из болот, укрытых мест в речных лиманах, дельтах рек, постепенно осваивая долины рек и озер весьма "водной" местности. Поэтому наши предки и называли себя "водными". Реликтами такой идейности и до наших дней являются имена многих арийских племен (древнее упоминание о воде содержится в таких этнонимах, как русы, словины, варяги, прусы, франки, варины, фризы), ибо одним из изначальных значений пракорней слов РУС, ВАР было "водное". То же в именах финских племен: эрзя, удмурты, ижора, водь, вотяки.

Слово РУСА во всем ареале арийских племен значило: отводье, часть воды, часть большой воды (роса - это тоже капли воды, часть воды; русло - это место воды). И если бы Чуканов занимался более основательно словами типа Руса, Русско, Орса, Орша, он знал бы, что в Новгородской области есть и сегодня три Русы и одно Русско. А в соседних областях и в Белоруссии много таких имен речек и поселений, как Орша, Арша. Ранее поселения с именами Руса, Русско существовали на всех реках, впадавших в Ильмень, на подходе к Ильменю, то есть там, где уже начиналась "большая вода", "отводье". Сегодня такие поселения есть на Полисти (Старая Руса), Мсте (Русско), Волхове (Руса). Но дело еще и в том, что летописные источники упоминают и еще несколько РУС. Одна из таких Рус была где-то в низовьях Шелони (где тоже уже начиналось "отводье"). Другая Руса была именем поселения, сегодня носящего имя Марево. В древности это поселение носило имя Морева Руса; сегодня она называется Маревкой.

Морева Руса, в отличие от других приильменских Рус, расположена далеко от Ильменя, ее в прямом смысле уже нельзя было назвать "отводьем Ильменя". Но речка Морева текла с водораздела в Полу, то есть она была уже, в отличие от соседней селигерской воды, ильменской водой. А Ильмень в древности воспринимался и как некий рукав Балтийского моря. Слово "море" звучит почти одинаково в русском, финском и немецком языках. То есть Морева Руса - это Руса, с которой начинался выход к морю (Балтийскому). Недалеко от Марева и сегодня существует деревня Новая Руса.

Есть и другие факты, подтверждающие, что весь бассейн Ильменя был "русским". На границах ильменского бассейна рядом с истоком реки Порусья расположено озеро Русское! (Ранее уровень воды в озерах был выше: Порусья тогда вытекала их озера Русское). И совсем в другом юго-восточном краю бассейна одно из озер тоже носит имя Русское: из него берет свое начало река Полометь. Так что топонимы такого типа маркировали и сам Ильмень (приближение к нему), и вообще бассейн Ильменя. Наличие такого количества Рус и их расположение подтверждает свидетельство летописи о том, что "русы" жили в бассейне Ильменя и до призвания Рюрика.

Местное население, проживающее к югу и востоку от Старой Руссы, называет ее просто Русой, произнося в слове и один звук /с/. Старой Руса на Полисти, скорее всего, была по отношению к Новой Руссе в низовьях Шелони.

В устье Немана сегодня действительно существует поселение с именем Русне. Ранее так называли все нижнее течение, дельту Немана и прилегавшую к ней "водную" местность. Исходно Русне - это тоже "имеющее воду", "водное". Лингвистически Русне - некий родственник Русе, но это не синоним слова Руса. Что касается существования здесь "Новой Руты" еще до начала нашей эры, то это практически недоказуемо. Тем более, что и Рута может оказаться не тождественной Русе даже лингвистически (у немцев слово Роде часто бывает топонимом, обозначающим "поселение").

Я тоже доказываю лингвистическими, топонимическими данными, данными археологии, расположением сопок и курганов, что русы непрерывно проживали в Приильменье по крайней мере три тысячи лет. Это доказуемо! Но я не сторонник тех, кто указывает точную дату основания Новгорода в семисотом году до нашей эры и дает точный перечень всех князей в Новгороде до Рюрика. Князья действительно были и до Рюрика почти в каждом древнем городище, а остатков таких городищ в области сохранилось много. Но подменять доказуемое фантазиями не стоит.

Откуда взялась Прусская улица?

Настоящим открытием в статье Чуканова может оказаться список имен поселений и речек на территории Пруссии. Вот если этот список действительно не фальшивка, если существуют достоверные данные на сей счет, то исходя их этого пришлось бы сделать весьма своеобразные и новые выводы. От языка пруссов сохранились довольно скудные сведения. Обычно его относят к литовской группе балтских языков. Но если список имен поселений верен, то в этом придется усомниться. И это было бы самым реальным и мощным доказательством существования "второй Русы". Однако при этом следует не забывать и о том, что всякого рода мистификаторы существовали еще и за сотни лет до Фоменко и Гробового.

Само по себе имя "прусы" несколько выламывается лингвистически из ряда имен других литовских племен. В Новгороде есть улица Прусская, которую официальные лингвисты связывают с проживанием там во времена Адама некоего Пруса, выходца из Пруссии. А на деле все проще: Прусская улица ведет к низкому, затопляемому в половодье месту. А слово Поросье-Прусье в диалектах арийских племен и в началах русской речи и значило тоже "водное", "окружающее воду", "прилежащее к воде". Близкими родственниками Порусью оказываются и такие древние русские слова, как плес, Пирос (имя озера). Если "РУСЬ" - это отводье, часть воды, водное, то ПРУСЬЕ - это уже "окружающее русь". И вероятнее всего здесь имели место водные значения обоих слов. Хотя можно было бы предположить уже и некий переход к этническому смыслу слов. Тогда Прусье, Поросье, Пруссия могут как бы оказаться территорией, прилегающей к границам Руси.

Что касается древнего новгородского Прусья, то ранее здесь был и переход с Веряжи в Волхов: здесь начинались речки, текущие уже в Волхов, одна из таких речек протекала и по территории современного Кремля. Позже эту местность стали называть Прусским запольем. Здесь же был расположен и монастырь с интересным именем - Ильи Мокрого. Древнее Прусье занимало территорию примерно между валом, улицей Псковской, улицей Шимской и улицей Солецкой.

Рюрик с Вустрова

Что касается острова Рюген и Арконы, то здесь Чуканов остается на твердой почве уже исторических фактов: проживание славянского племени там в древности до германской колонизации доказано многими фактами. Правда, это племя никогда не называло себя Русью.

"Мекленбурсгская Русь" вполне могла быть родиной Рюрика. Здесь действительно почти вся подоснова топонимики во многом разительно похожа на пракорни русского языка (даже имена двух самых больших городов Поморья: Росток и Любек). В особенности интересными для русского могут оказаться три топонима в Мекленбургской бухте. Здесь есть небольшой, сильно вытянутый в длину полуостров, являющийся почти островом с русским именем Вустров: у нас и сегодня говорят "вострый" вместо "острый", и на нем поселение Рерик! По соседству находится и остров с именем Пель. ПЕЛЬ/БЕЛЬ - это один из пракорней арийской речи. Этот пракорень часто употребляется и как имя речек и поселений на Северо-Западе России. Однако существование Руси здесь надо понимать весьма диалектически. Этнически и топонимически пракорень РУС мог появляться на всей территории проживания ариев. Так, лингвистически некоторые следы "Руси" обнаруживаются даже в Дании, Южной Норвегии (Русеборг, Ругалан) и на земле фризов. Но из этого еще не следует, что одно и то же племя руссов когда-то занимало всю эту территорию. Представим себе трех человек прозвищем РУС: деда, отца и внука. Даже они уже не тождественны друг другу, хотя и разделены небольшим временным промежутком всего лишь в десятки лет. То же происходит и в этногенезе: там одновременно могут сосуществовать на разных территориях племена, которых можно было бы уподобить деду, отцу, внуку, правнуку и даже дяде. Причем иногда, как и в жизни, "дядя" мог быть "моложе" племянника.

Поразительно то, что почти вся подоснова топонимики Германии похожа и на пракорни русского языка. И вот здесь и надо не забывать о том, что пракорни-то арийской речи являются общими для всех арийских племен: что было действительно когда-то такое время, когда "немчины и венеды понимали друг друга". Иногда язык изменяется довольно быстро: так, германоязычные франки довольно быстро и незаметно стали когда-то романоязычными. Вопреки научности официалов многие факты языкознания заставляют думать, что этническое разделение культов, германцев, славян, а частью и финнов еще не было окончательно завершенным и в самом начале нашей эры!

Вандалы и готы из Приильменья

Лингвистически, конечно же, правомерно рассмотрение таких рядов слов, как венды-венеды-вандалы, сюда можно было бы добавить еще и слово вины, но при этом следует понимать и разницу между вандалами и венедами. Вандалы - это уже имя этнически более или менее определенного племени, а что касается венедов, то это слово было и общим названием северной части арийских племен. Оно было и общим названием восточно-германских племен, западных славян, ильменских словинов. Северо-Восток Европы от Балтийского моря и вплоть до Урала был прародиной арийских племен. Здесь интенсивно шли процессы и выделения отдельных племен из общей массы пранарода, и процесс их повторного смешивания. Поэтому часто менялись и общие названия племен, союзов племен. У людей арийского пранарода были и сравнительно общие для всех названия: аланы, иры, руги, русы, поты, венеды, словины, леты-люди, вины, вики-веки (человек), варины и т.д. Изначально ГОТОМ или же РУГОМ мог считать себя любой член арийской общности.

Изначально РУСЫ тоже не были "славянским племенем". Формирование славянской общности проходило позже. Изначально РУСЫ тоже были одним из этнически и языково еще не определившимся, не обособившимся племенем арийского пранарода. И уже тогда в слове РУСЫ сливались воедино четыре значения: 1. Водь, водные, речные, озерные. 2. Отпрыски РО, члены рода, имеющие род, организованная часть населения, живущая в речных городищах. 3. Занимающиеся земледелием, живущие коллективно в деревнях-городищах, оратаи. 4. Воины (тогда первые земледельцы должны были постоянно защищать свои городища от кочевых бродяг). И эти РУСЫ были нашими предками (хотя бы частично), оставили нам свое имя и основы своего языка. Но уже РУСОВ, ставших и славянами, полностью отождествлять по всем параметрам с теми старыми РУСАМИ вряд ли стоит. Хотя при этом нельзя забывать и лингвистическую родственность пракорней СЛО и РУС и этническое родство русов и словин в Приильменье.

Вот Чуканову захотелось и русских назвать аланами. И конечно же, мы имеем право, как и все арии, называть себя и так. Ибо слово АЛАН в истоках арийской речи значит "имеющий жизнь", "живой", "принадлежащий роду", "человек". Такое же право называть себя аланами имеют осетины (и не только они: во время великого переселения народов племя с именем аланы дошло до Испании. Многие исследователи считают этих аланов германским племенем). Но Чуканов вовремя заметил антропологическую разницу, отличие "лица кавказской национальности" от русского. Хотя лингвистически осетины являются такими же потомкам и ариев, как и русские. Вот здесь следует поговорить и о характеристиках этноса. Что определяет этнос: язык, антропологические параметры или же своеобразная "духовность"? Я бы сказал: и то, и другое, и третье. Сам по себе язык уже определяет тип мышления: поэтому любой считающий русский язык родным, думающий на нем, уже является "русским", даже если этот "русскоязычный" и заражен русофобией.

Обильные всходы корней

Возвращаюсь к статье Чуканова. Там он сделал еще одно "открытие": русские пришли с Аландских островов. Часто я тоже делаю неожиданные и парадоксальные выводы. Но я их обычно подкрепляю тысячами слов-примеров из разных арийских языков. А слово Аландские, к сожалению, не связано даже с этнонимом алан. Слово легко этимологизируется и по форме, и по сути на основе германских языков, где ЛАН-ЛАНД значит страна, земля. А А-ВА является и в началах германских и финских языков и в истоках русской речи словом, обозначавшим воду. То есть Аланд - это "водная земля", "остров" (сравните английские слово, обозначающее остров, которое хотя и пишется как island, но произносится в соответствии с древними традициями как АЙЛАНД).

РУСЫ стали русами, СЛОВИНЫ - славянами, именно в речных долинах Северо-Востока Европы, в великом Поводье. Здесь они "родились", здесь их "крестили". Пракорни РУС, СЛО дали обильные всходы в словарном запасе русского, немецкого, финского языков.

Меня поражают некоторые соответствия в звучании важных топонимов (хотя я и не пытаюсь делать из этого глобальные выводы). Озер с именем Ильмень в европейской части России много. Озеро с таким именем есть и в Челябинской области, недалеко от Аркаима. В нескольких верстах от Новгорода недалеко от берега озера Ильмень расположена деревня Ракомо, в которой когда-то был терем князя Ярослава Мудрого (об этом говорится в летописи). Так вот, основные смыслонесущие согласные в словах Ракомо и Аркаим одни и те же: Р+К+М. А если вспомнить из теории пракорней, что М и Н, К и Г соответственно являются близнецовыми звуками, вариантами одного древнего звука, то в этот же ряд попадет и имя РЮГЕН (Р+К/Г+М/Н). И все три слова могут быть осмыслены как "принадлежащие ругам". И древние руги, и древние русы любили двигаться по рекам и речкам в поисках истоков их. И арии, и русы, и руги и предки франков и фризов были и "варягами", если понимать внутренний смысл слова "варяги" и как "водные люди", "речные". Финны называют русских именем "венелайнен", что при глубоком осмысливании значит и "лодочные", так как "вене" по-фински "лодка".

Вообще, конечно, человек духовно развитый должен остро чувствовать "запах матушкиных колобков". Но и в этом чувствовании нельзя сочинять примитивные мифы, которые легко могут быть опровергнуты русофобами. И потом надо иметь в голове очень мощный "компьютер", чтобы уметь видеть линии закономерностей в хаосе фактов.

Пророческая прозорливость, чуткость колдуна, слышащего, как трава растет, исследователю необходимы. В этом смысле особенно чуткими в языкознании были Ломоносов, Татищев, Хомяков. Но не менее чуткими были и многие наши поэты. Так, еще Грибоедов подметил лингвистическое тождество слов "франки" и "варяги". Однако, будучи реалистом, он не утверждал и полное этническое тождество этих понятий. То есть не утверждал, что Рюрик и его дружина были франками времен Каролингов. А наши русские "патриоты" часто хватаются за любую похожесть. Очень чутким к родному языку был Есенин. Он подметил то очевидное, чего не замечали официальные лингвисты: звуки Т и Д в русском языке взаимозаменяемы, они родственны по происхождению и смыслу, передаваемому ими: теять-деять, тухнуть-душистый, теребить-дергать и т.д. В теории пракорней таким же образом выясняется близнецовость звуков Р и Л (рой-улей, короб-колоб, горло-глотка и т.д.), М и Н, В, П и Б, З и Ш. Пора нам снова начать понимать и язык наших предков - основы арийской речи.