Новости

05.07.2021  Диссертационный совет НовГУ по педагогическим наукам отмечает 25-летие

25 лет назад в Новгородском университете начал работу диссертационный совет по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования». С 1996 года свои работы в нём защитили 325 кандидатов и 25 докторов наук. 

Сейчас в состав диссертационного совета по педагогике входит 21 учёный. С момента основания совет возглавляет доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой НДОиСУ Роза Моисеевна Шерайзина. Её исследования стали основой для создания научной школы «Непрерывное профессиональное образование кадров и инновационное развитие образовательных систем». 

— По этому направлению учёные защищали и кандидатские, и докторские диссертации, — отмечает Роза Моисеевна. — Основной смысл в том, что аспирант защищает кандидатскую по теме, потом развивает её в докторской. После этого он уже как доктор наук становится руководителем своих аспирантов, которые также развивают идею в разных направлениях. Если говорить метафорично, получается своеобразное дерево. 

За 25 лет работы диссертационного совета также сформировалась научная школа «Развитие открытых образовательных систем в России и за рубежом». Её научный руководитель — доктор педагогических наук, проректор НовГУ по международной деятельности Михаил Наумович Певзнер. 

— Школа охватывает проблемы сравнительных исследований в области педагогики, занимается вопросами культурного и билингвального образования, — говорит Михаил Наумович. — Особую важность в научных работах мы уделяем международному аспекту в сотрудничестве учёных в области педагогики. Для школы особенно важен принцип преемственности поколений. Молодые учёные привносят свои компетенции, цифровые навыки. Таким образом, идёт взаимное научное обогащение. 

По словам Розы Моисеевны, за 25 лет тематика научных работ, которые рассматривал совет, менялась неоднократно. Сейчас учёные активно изучают цифровую и информационную образовательную среду.

— Многие исследования посвящены персонифицированному и аксиологическому подходу в педагогике. На фоне информатизации общества у людей появился запрос на выработку понимания, как выстроить коммуникацию между собой. Нынешнее поколение нужно учить совсем по-другому — молодёжь лучше учится друг у друга, чем у старших. Поэтому мы в университете развиваем реверсивное наставничество — когда младшие группы студентов учат страших и наоборот, — резюмировала Роза Моисеевна.

КНДО