Новости

19.04.2021  В Новгородском университете рассказали о проблемах с экстрадицией нацистов, виновных в геноциде советского народа

Студентам Новгородского университета рассказали о геноциде советского народа на оккупированных территориях СССР во время Великой Отечественной войны. Лекции о преступлениях нацистов против мирного населения прочитали профессор НовГУ, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалёв и доцент НовГУ, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрий Асташкин.

Лекции стали частью всероссийской акции «День единых действий».

— Датой неслучайно выбрали 19 апреля, — подчёркивает Дмитрий Асташкин. — В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР №39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения…». Мы постарались раскрыть смысл понятий геноцид и оккупация. Для лучшего понимания рассказали о преступлениях на новгородской земле.

Борис Ковалёв показал студентам выдержки из архивных дел, с которыми работал.

— Например, документы об убийстве детей в Феодосии, — говорит Борис Ковалёв. — Я рассказал о казнях мирных жителей в Жестяной Горке, деле служившего в зондеркоманде СС Гельмута Оберлендера, участвовавшего в казнях 214 детей из Ейского детского дома.

По словам учёного, после лекции студенты интересовались темой экстрадиции нацистских преступников.

— Я рассказал им о проблемах прецедентного права. Военным преступникам удалось легализоваться на Западе, потому что там они не совершали преступлений. А к тому, что делали нацисты на территории Советского Союза, западные страны, по большому счёту, относились спокойно. Одна из проблем экстрадиции в послевоенный период — реалии холодной войны. Но и СССР не всегда мог правильно оформить документы для выдачи преступников из США, Канады, Австралии. Мы говорили языком советского закона — а страны, от которых мы добивались выдачи преступников, ссылались на своё законодательство, — подчёркивает Борис Ковалёв.

Центр исторических исследований