Новости

04.10.2019  Память поколений: Михаил Иванович Васильев - историк, этнограф, доцент Новгородского университета

Человек, который открыл для меня новый мир…. Мой учитель

4 октября 2019 года исполнилось бы 62 года моему учителю Михаилу Ивановичу Васильеву. Его уже нет с нами почти три года и несмотря на то, что последние годы своей жизни он жил и работал в Санкт-Петербурге, он навсегда связан с Новгородом и Новгородской землей. И не только потому что Новгородская область была его местом рождения, но еще и потому, что всю свою жизнь он посвятил изучению традиций и быта новгородской деревни.

Мы встретились впервые в 2002 году, когда в моей жизни произошли разительные и можно сказать коренные изменения. Когда я оказалась на перепутье, судьба свела меня с сильным и целеустремленным человеком, который широко и открыто идет по выбранному им пути. И именно такой человек поверил в меня, открыв для меня новый мир. Новая дорога, связанная с Новгородским университетом и наукой, привела меня в Новгородский район Новгородской области, где и началось мое знакомство со спецификой этнографического изучения региона. Вместе со студентами-культурологами 2-го курса мы обходили деревни Поозерья и Заозерья, и расспрашивали местных жителей о том, как раньше жили. И постепенно перед нами возникали картины быта первой половины XX века – крестный ход по воде к Михайло-Клопскому монастырю, легенды о Синем камне, особенности семейной обрядности – традиции воспитания детей, свадебные обряды и многое другое. Оказалось, что совсем рядом с городом, есть другая жизнь со своими тайнами и загадками, которые так интересно находить, собирать, изучать.

Михаил Иванович учил нас говорить и находить общий язык, слушать и прислушиваться к собеседнику, видеть и замечать. И самое главное – учил уметь задавать вопросы. Оказывается, это сложная и важная для человека наука – задавать вопросы. Вопросы к месту и ко времени, задавать вопросы так, чтобы быть понятым и услышанным. А самое главное в работе исследователя – задавать правильные вопросы, которые позволяют получить от собеседника именно ту информацию, которая тебе нужна.

Михаил Иванович научил меня скрупулёзно и ответственно относится к собранному материалу и к работе, быть серьезным и вдумчивым исследователем, очень ревностно относящимся к источникам, вывод подкреплять фактами и свидетельствами хранителей и носителей изучаемой культуры.

Но при этом он никогда не забывал о студентах, баловал их как собственных детей. За все годы этно-культурологических экспедиций Новгородского университета, студенты ни разу не остались без праздника. Венцом и кульминацией 4-х недельной июльской практики студентов был праздник Ивана Купалы, когда ребята участвовали в совместной трапезе, играли в традиционные игры, плели венки, общались между собой. На этот праздник обязательно собирались оба отряда (именно такая форма организации процесса позволяла наиболее эффективно работать в деревне – двумя группами примерно по 10 человек). Ребята сами выбирали и готовили площадку, придумывали, чем можно побаловать друг друга за праздничным столом, приглашали гостей, на несколько часов становились носителями тех традиций, о которых они когда-то читали в литературе, слышали на лекциях, а потом сами собирали информацию у деревенских жителей. В этом действии Михаил Иванович брал на себя обязанности видеооператора. Несмотря на некоторую отстраненность этой роли, он был со всеми – в игре, танце, или обряде. За время существования этнологической практики будущие культурологи объехали почти все районы Новгородской области, и в каждом из них обязательно посещали интересные места. Студенты Михаила Ивановича наверняка вспомнят Дендрариум в Опеченском Посаде, краеведческие музеи в Валдае и Боровичах, водопад в Любытинском районе, Валдайский Иверский монастырь и многое другое.

Я только со временем (только, когда сама примерила на себя эту роль) поняла, насколько это сложно и ответственно быть руководителем практики. Михаил Иванович никогда и ни на кого не перекладывал свои обязанности, не поучал, не навязывал своего мнения, он просто жил своим делом и в любой ситуации оставался порядочным и добрым человеком, человеком на которого хочется равняться и которому безмерно доверяешь. Он умел, как мне кажется, просто наслаждаться каждым мгновением жизни, потому что делал любимое дело, потому что рядом дружная, любящая и поддерживающая семья, а еще верные друзья и такие разные и неуёмные в своем стремлении все изведать и познать студенты.

Изучая прошлое, Михаил Иванович никогда не был частью этого прошлого, он всё время смотрел вперёд, в будущее. И одной из главных научных проблем, которую он пытался решить, это была проблема, места нашего прошлого, традиций, созданных нашими предками в современном мире.

Мир меняется. Меняется и человек. Но пока жива деревня, она еще хранит свои секреты и тайны. И очень важно на своем жизненном пути встретить человека, который научит видеть необычное в обычном, прекрасное в повседневном, непознанное в окружающем. Отроет для тебя путь в новый мир, который может для тебя стать смыслом твоей жизни.

Моему учителю, Васильеву Михаилу Ивановичу посвящается…….

Доцент кафедры философии, культурологии и социологии Гуманитарного института Новгородского университета Татьяна Александровна Афанасьева.

Археология ИГУМ Кафедра истории России и архивоведения