Новости

13.10.2021  Историк театра Елена Горфункель рассказала в Новгородском университете о трёх поколениях режиссёров

Итальянский центр НовГУ стал на два дня лекторием XVI международного театрального фестиваля «Царь-сказка». 12 октября историк театра Елена Горфункель прочитала лекцию «Режиссёр в современном театре XXI века».

Критик рассказала студентам, преподавателям, актёрам и горожанам о трёх поколениях российской режиссуры.

— Я человек двадцатого века, — отметила Елена Горфункель. — Всё великое в режиссуре случилось именно в этом столетии. В XXI веке есть ощущение некоей переполненности режиссуры. Режиссёрами становятся художники, композиторы, театроведы, актёры. Но мне очень интересно за ними наблюдать. Как Есенин говорил, пытаюсь, «задрав штаны, бежать за комсомолом». Сравниваю свой опыт с тем, что вижу сейчас.

К старшему поколению критик отнесла режиссёров, которым более 70 лет — Льва Додина, Валерия Фокина, Генриетту Яновскую. У этих мастеров есть свои площадки, авторитет, много выпускников. Они воспитаны старой режиссёрской школой. Почти все режиссёры старшего поколения возглавляют крупные театры.

Среднее поколение — Андрей Могучий, Григорий Козлов, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Лев Эренбург, Анатолий Праудин — пришло в театр 90-е годы XX века. Мастера, которым сейчас от 50 до 60 лет, ушли далеко за пределы того театра, который «исповедовали» их учителя. Многие из них соблюдают традицию психологического театра. Благодаря им возникает определение постдраматического театра.

— Младшему поколению 35-40 лет: это Максим Диденко, Дмитрий Волкострелов, Марат Гарцалов, Евгения Сафонова. Они на пути к приобретению репутации. Режиссёрская карьера должна двигаться в одном направлении, для этого нужно получить здание и труппу, чего у них пока нет. Профессию режиссёра выбирают не в раннем возрасте. Создать свой театр раньше 35 лет никому не дано, — сказала Горфункель.

Критик выделила постановки Юрия Бутусова, продемонстрировала аудитории несколько фрагментов спектаклей с беспримесным комизмом — признаками балагана на руинах, который присущ творчеству режиссёра.

Елена Горфункель — кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного театра Российского института сценического искусства, критик, историк театра.

Служба новостей Новгородского университета