Новости

17.03.2017  «Двойной диплом - Doppelabschluss»: первые шаги

Каждый человек, несомненно, мечтает о том, чтобы расширить свой кругозор, вырваться за пределы устоявшегося течения жизни, открыть новые горизонты, узнать новых людей и получить опыт, который будет кардинально отличаться от всего пережитого ранее. И здесь возникает закономерный вопрос – как достичь всего этого? Тому есть множество путей и решений – например, посвятить себя какому-то новому делу, заняться изучением чего-то нового, но по нашему мнению, самый действенный способ - это сменить привычную обстановку на принципиально иную, новую, яркую. Образовательное путешествие в другую страну и является именно тем столь эффективным средством таких радикальных перемен. Поездка за рубеж – это не всегда просто, зачастую такое мероприятие сопряжено с множеством трудностей, такими как страх перед самими переменами, культурные отличия, языковой барьер, всевозможные бюрократические преграды и многое другое. Поэтому люди зачастую пасуют перед такими обстоятельствами. Однако когда в жизни появляются такие исключительные возможности, необходимо использовать их в полной мере.

В нашем случае такая возможность выпала нам в виде участия в программе «Двойной диплом - Doppelabschluss». Что это такое? Это грандиозный проект по организации для студентов кафедры педагогики, технологии и ремёсел НовГУ учебного семестра (зима 2016-2017) в университете города Хильдесхайм (Германия). Программа была составлена и воплощена в жизнь путём плотного сотрудничества представителей международного отдела, директорами институтов университета г.Хильдесхайм и лично президента университета Prof. Dr. Wolfgang Uwe-Friedrich с инициаторами и руководителями проекта с российской стороны -   международным отделом НовГУ в составе проректора по международной работе Певзнера М. Н. и Ушановой И. А., а также лично заведующим кафедрой ПТР Петряковым П. А. Перспективы реализации данного проекта обсуждались и планировались ещё с 2015 года, и в 2016 они принесли свои плоды. Прошедший учебный семестр в Германии стал первым зарубежным образовательным туром для студентов в истории этой кафедры.  

Семестр в немецком университете начался 1 октября 2016 года, но, несмотря на это, приготовления к поездке начинались намного раньше. Первым этапом подготовки к участию в этой программе стало изучение немецкого языка. Специально для этой цели страшим преподавателем кафедры социологии и билингвального образования Шириной Т. Г. были организованы факультативные курсы немецкого языка, которые начались за полгода до даты отъезда. В ходе этих курсов нами была пройдена начальная, но крайне обширная программа изучения языка. Мы изучали основы немецкого языка, грамматику и орфографию, тренировали произношение, проникались немецкой культурой. Занятия проходили в теплой, легкой и непринужденной атмосфере в стенах Института непрерывного педагогического образования. Исключая типичные, всем привычные формы занятий, Т. Г. Ширина обучение языку осуществляла через «Workshop». Это необычная, инновационная форма семинара, представляющая собой обучение с игровыми элементами и элементами погружения в культурологическую среду страны изучаемого языка. Участие в этих семинарах принимали также гости из Германии и таким образом мы получали информацию из первых рук. Воркшопы состояли из различных тематических блоков, таких как «Жизнь», «Транспорт», «Система высшего образования» и многих других. Их изучение очень помогло нам в первые месяцы пребывания в Германии и сократило время адаптации. В дальнейшем мы без особых проблем сумели справиться с различными особенностями жизни за рубежом, которые без обучения на воркшопах могли стать для нас большой проблемой.

О том, что мы отправляемся учиться в Хильдесхайм, мы узнали за два месяца до даты отъезда. В течение этого времени у нас был плотный график, в который необходимо было уложить все учебные и организационные проблемы, но нам удалось справиться с ними и 1 октября 2016 года мы покинули родную страну на долгие пять месяцев.

Для иностранных студентов, обучающихся в университете города Хильдесхайм специально предоставляется двухнедельный адаптационный период, в течение которого они знакомятся с городом, кампусом, жилищными условиями, занимаются оформлением необходимых для пребывания документов, проходят интенсивные курсы изучения немецкого языка. Именно в этот период мы знакомились с преподавательским составом – профессорами кафедр технологии, педагогики, информатики, которые представили нам подробную информацию об изучаемых дисциплинах, и вместе с которыми мы составляли расписание занятий. В общей сложности наш учебный план состоял из одиннадцати предметов. В их числе - педагогика, школьная педагогическая практика, изучение производственных материалов, изучение технологий измерений, администрирование систем, медиа-информатика, немецкий язык и некоторые другие. Безусловно, изучение такого широкого и разнообразного спектра дисциплин в течение лишь пяти месяцев в условиях иностранного университета является нетривиальной и сложной задачей. Помимо этого успехи в учебной деятельности и коммуникации с иностранными преподавателями и студентами – вопрос престижа родного университета. Всё это оказалось настоящей проверкой нас на прочность. Но оказанное доверие необходимо оправдывать, и ко всем трудностям подходить с большой ответственностью и серьёзностью. О том, как мы справились с этим, за нас расскажут наши результаты в учебе, отзывы немецких педагогов и руководства университета г.Хильдесхайм.

Но всё же расскажем немного подробнее об обучении в хильдесхаймском университете. Так как мы обучаемся в НовГУ по направлению педагогическое образование с двумя профилям и подготовки «Технология» и «Информатика», то составление расписания и выбор предметов в немецком университете осуществлялся исходя именно из этого. Таким образом, в организации учебного процесса принимали участие три кафедры сразу. Так, кафедра техники предложила множество своих технических дисциплин, а также школьную технологическую практику – наблюдение и анализ занятий по технологии в немецкой школе. Подобная практика также была и в качестве другой, педагогической дисциплины – мы в одной группе с немецкими студентами под руководством профессора университета присутствовали на уроках немецкого языка в той же школе, также наблюдали и записывали всё происходящее, после чего сначала вместе со школьным учителем анализировали каждый прошедший урок, а затем на основе полученных на лекциях по педагогике знаний дискутировали всей большой группой уже в университете. На семинаре изучали схемы, рассматривали видеоматериалы и презентации, составляли в группах различные таблицы и представляли свои идеи всем остальным. Свой вклад в наше зарубежное образование был сделан и Институтом информационных технологий, в котором мы обучались компьютерным технологиям. На занятиях мы изучали устройство компьютера, осуществлять его сборку и разборку, вычислять ошибки в сборке при запуске, изучали принципы работы сетей, систем хранения данных, процессоров. Изучали виды кодирования информации, работу человеческих чувств и как с помощью этой информации обеспечивать программные интерфейсы и многое другое.

Все это время мы обучались вместе с немецкими студентами и, естественно, на немецком языке. Но знание языка – не единственно важный аспект. Необходимо было стремиться к тому, чтобы понимать менталитет окружающего нас нового общества, осознавать, что у этих людей иные взгляды, иные убеждения, другой образ жизни, самые разные интересы и еще многое-многое другое. Понимание этого приходит через дружеское общение, через совместное решение проблем. Именно благодаря этому тесному общению и происходила наша интеграция в немецкое сообщество.

К людям, прошедшим стажировку за границей, обучавшимся в иностранном ВУЗе часто возникает закономерный вопрос – а как же всё-таки там, каковы различия? Что есть у них в образовательной системе особенного и чего нет? И, естественно, такие различия и специфические моменты всегда находятся. К примеру, можно особо отметить высокий уровень информатизации учебного процесса и постановки его на специальные онлайн-системы. В рамках нашего обучения необходимо было зарегистрироваться в трёх таких системах – LSF, LearnWeb и POS. Сервис LearnWeb предлагал возможность иметь доступ ко всем учебным материалам (презентациям, лекциям) удалённо, в любое время, что невероятно удобно – в случае, если тебе немедленно понадобились материалы с занятий или же ты не смог присутствовать на занятии, то ты можешь изучить необходимую тему самостоятельно. Система LSF это персональный кабинет для каждого в университете: все преподаватели и студенты имеют здесь свои учётные записи и могут обмениваться сообщениями внутри этого сервиса, настраивать и просматривать свой учебный план, следить за событиями, просматривать информацию о других пользователях, о кабинетах, институтах и многое другое. А POS-система является подсистемой LSF и здесь проходит регистрация на экзамены, просмотр текущего статуса сессии, здесь же фиксируются полученные оценки. Всё это было несколько сложно в первое время, потому как система имеет сложный интерфейс и очень большое количество информации. Можно было бы пожелать увидеть подобную практику и в российских учебных заведениях.

Студенческие союзы здесь тоже выглядят иначе. Нет студенческого совета/союза университета в привычном для нас понимании, но существует отдельная организация StudentenWerk, которая имеет свои представительства (офисы) практически во всех городах и таким образом объединяет студентов всех ВУЗов Германии. Эта организация также занимается внеучебной деятельностью студентов, предлагает варианты досуга, работы, публичных мероприятий. Принятие участия в этих мероприятиях добровольное.

Конечно, помимо учебных и научно-исследовательских целей, перед поездкой в Германию мы предвкушали огромное количество ярких впечатлений от не виденного ранее, и ожидания полностью оправдали себя, а в чем-то и превзошли. И как этому не быть, когда ты живёшь в настоящем немецком общежитии, живешь по местному распорядку дня, когда впервые в жизни попадаешь в далёкую страну, где совсем другая архитектура со своими жилыми кварталами, памятниками истории, достопримечательностями. Тяжело не поддаться соблазну использовать возможности на полную и не рассмотреть получше мир – так подумали мы, и поэтому посетили множество мест, от невероятной красоты природы Альпийских склонов до крупнейших городов Германии, которые являются лидерами мировой промышленности, от главных торговых улиц городов, которые представляют жизнь города в лучшем свете, до наследия предков современных немцев в виде красивейшей готической архитектуры. Мы побывали в Мюнхене, Франкфурте, Кёльне, Гамбурге, Брауншвайге, Ганновере. Посещали старинный, один из известнейших в Европе замок Нойшванштайн и высотный небоскрёб во Франкфурте, евангелический собор Брауншвайга и музей актуальных достижений фирмы BMW и ещё многое, многое другое.

Передать в полной мере все впечатления от увиденного, пережитого в рамках одной лишь статьи в виде простого текста, конечно же, нереально. И потому можно лишь пожелать, чтобы у каждого появилась такая возможность – принять участие в программе двойного диплома Новгород-Хильдесхайм, побывать в Германии и убедиться во всем самому.

 Студенты ИНПО гр.4241 3 курса Ирина Егорова, Евгений Дужик, Никита Глухов.

Кафедра педагогики, технологии и ремесел