Новости

21.10.2021  "Физический беспредел" на всероссийском фестивале науки "Наука 0+" от будущих учителей физики

Проектная команда 3 курса ИЭИС (Педагогическое образование, профиль физика и информатика), работающая над проектом "Мотивационно-просветительское общество "Позитрон", принимает участие в Всероссийском фестивале науки "Наука 0+". Ребята планируют провести серию мероприятий для школьников разных возрастов под общим девизом "Стране нужны инженеры, а не волшебники".

В рамках фестиваля 14 октября была проведена игра "Физический беспредел", в которой приняли участие учащиеся 6 и 7 классов МАОУ "СОШ №13". (учитель физики - Константинова Татьяна Викторовна), а 19 октября в подобной игре приняли участие четвероклассники 37 школы.

Формат и сценарий игры ребята продумывают заранее, когда становится известно, какая возрастная группа придет. Концепция игры проста: дети делятся на команды, командам задаются вопросы по принципу "Что будет, если...", из предложенных вариантов ответов ребята выбирают тот, который кажется им наиболее разумным, а правильный ответ демонстрируется на опыте. Исходя из возраста участников игры подбираются опыты, формулируются вопросы и решается, нужно ли и на каком уровне давать объяснения продемонстрированным явлениям. Игра нацелена на выработку мотивации к изучению физики в школе через наблюдение физических явлений и желание найти правильные ответы на поставленные вопросы просто для победы в игре.

"Уникальность нашей игры заключается в том, что дети видят физику вживую и могут даже повторить некоторые эксперименты. Мы не нагружаем детей большим количеством теории в объяснениях. Большую часть объяснений мы оставляем на учителя физики, к которому придут заинтересованные ученики и будут задавать ему множество вопросов по продемонстрированным явлениям", - говорят организаторы игры.

Многим не понятно, зачем грузить физикой учащихся младших классов, которые ещё и о предмете-то таком зачастую не слышали. Вот как отвечают на этот вопрос студенты: "С физикой человек встречается с самого рождения и наблюдает её явления ежедневно. Поэтому мы мотивируем все возрастные группы, независимо от того, изучают ли они уже физику в школе или ещё только будут. Кроме того, естественное любопытство малышей и желание узнать всё о том, как устроен мир, удовлетворяется в школе не так часто, ведь соответствующего урока у них ещё нет."

Целью игры, как считают организаторы, не должно быть назидательное повторение физических законов и формул, главное - возбудить интерес, любопытство, желание подумать и поискать ответы на вопросы, которые задаёт любой ребёнок. Правильный ответ на поставленные вопросы демонстрируется на опыте.

Например:

Все мы знаем, что наэлектризованная эбонитовая палочка притягивает лёгкие предметы, но способна ли она притянуть к себе струю воды?

Можно ли управлять игрушечным поросёнком, погружённым в воду, заставляя его опускаться на дно, подниматься на поверхность и даже зависать посередине, используя всего лишь детский надувной шарик?

Можно ли при помощи электрофорной машины, металлических пластин и лёгкого шарика, обклеенного фольгой, получить красивый "колокольный звон"?

Как заставить светиться воздух?

Как получить электричество без батарейки?

Можно ли заменить электрический провод раствором соли или сахара?

Удастся ли при помощи "мигающей лампы" из одного нарисованного на вращающемся колесе чёртика "сделать" несколько?

Это далеко не все вопросы, ответы на которые школьники наблюдали в этот день. И удивлялись.

"Как так-то?!" - воскликнула одна девочка после того, как обычная бумага, плотно намотанная на металлический цилиндр, не только не загорелась от пламени горелки, но даже не обуглилась.

Все физические эксперименты, которые используются на мероприятии, наглядны и убедительны, игра проходит живо и весело. И только организаторы игры (да учитель физики из 13 школы) знают, какой ценой порой даётся эта лёгкость и весёлость, какой подготовки требует каждая демонстрация. Например, чтобы красиво показать опыт по разложению белого света в спектр, а затем его обратную "сборку" в белый, студенты потратили несколько дней, подбирая расстановку оборудования на оптической скамье и настраивая фокусировку света. (Именно по этой причине учителя физики редко демонстрируют на уроках этот опыт.)

Проведённые игры понравились не только детям, но и сопровождающим их педагогам, родителям, а также самим организаторам.

Проектная команда студентов группы 9121:

Буренков Денис

Цыкман Анастасия

Торицына Ольга

Макарова Диана

Бойко Диана

со своим наставником - доцентом КОЭФ Ариас Еленой Анатольевной приглашает желающих на наши мотивационно-просветительские мероприятия и гарантирует, что это время вы, независимо от возраста, проведёте с пользой и получите удовольствие.

Институт электронных и информационных систем