Литературный календарь:

К 125-летию со дня рождения русского писателя, драматурга, киносценариста Евгения Львовича Шварца

Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани. Его отец, Лев Борисович, происходил из мещанской еврейской семьи, работал  врачом.  Это был образованный человек, хорошо играл на скрипке, пел, любил общество. Мать, Мария Фёдоровна, русская, была талантливой актрисой-любительницей. Отец перед женитьбой  принял православие. Ребенок тоже был крещён по православному обряду. В своём дневнике Шварц  писал: «… Я себя евреем не считаю.  Я православный, следовательно, русский …». Отец по своим политическим взглядам попал под надзор полиции и был выслан из города. На протяжении нескольких лет семья меняла места жительства  пока не прижилась в Майкопе. Детство мальчика прошло в этом городе. Уже в 8 лет он был уверен, что станет писателем, но, имея ужасный почерк, стеснялся сочинять и писать тексты.

       В 1913 году юноша окончил реальное училище и поступил на юридический факультет Московского университета, но театр его интересовал гораздо больше профессии юриста. Выделенные родительские деньги он тратил на билеты в цирк или оперу. К концу года деньги кончились,  и горемыка студент вынужден был вернуться к родителям.  Осенью  его призвали в армию.. Служил рядовым в Царицынском запасном батальоне,  но будучи студентом, был переведен и зачислен юнкером в московское военное училище.   Через год стал прапорщиком. В 1918 году вернулся к родителям в Екатеринодар, где вступил в Кубанскую армию Покровского. В рядах кубанских частей принимал участие в боях против большевиков, затем присоединился к Добровольческой армии, участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара был тяжело контужен.

       После выписки из госпиталя демобилизовался и поступил в университет Ростова-на-Дону.  Город  в это время находился под контролем немцев. Стал работать в «Театральной мастерской», созданной молодым режиссёром-экспериментатором  П. Вейсбрём. Зимой большевики выбили немцев из города, и в мае его вновь мобилизовали и зачислили в политотдел Кавказского фронта РККА  как актёра и театрального инструктора.

       В 1920 году  Евгений женился на актрисе, и после демобилизации вместе с женой продолжил выступать в труппе «Театральная мастерская», которая в скором времени переехала  в Петроград.  В январе 1922 года они представили свой первый и последний спектакль по  пьесе Шварца «Гондла», и вскоре труппа прекратила свое существование. Писатель с женой остались в Петрограде. Он подрабатывая в различных театрах, выступая в качестве конферансье и был известен как остроумный импровизатор и блестящий рассказчик. 

       В 1923 году Евгений со своим другом  Слонимским уехал на лето в Донбасс. Газета «Всероссийская кочегарка», выходившая в тех местах, пригласила друзей поработать в летний период. Сначала Шварц обрабатывал письма читателей, потом стал их редактировать, дополнять  и превращать в небольшие рассказы, выпуская под псевдонимом «Щур», которые стали пользоваться популярностью у читателей. После возвращения с Донбасса Шварц работал ответственным секретарём журнала «Ленинград», затем перешёл в  издательство детской литературы «Радуга», совмещая основную работу с работой  детского отдела Госиздата под руководством С. Я. Маршака.

       В 1924 году в журнале «Воробей» появилась написанная в стихах первая сказка Шварца «Рассказ старой балалайки». Через год он стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж».  Вышли его новые книги для детей «Война Петрушки»,  «Стёпки-растрёпки», «Лагерь», «Шарики» и другие. Шварц стал детским писателем, и семь лет  возглавлял детский отдел Госиздата.

       Первая пьеса Шварца «Ундервуд» была написана в 1928 году  Спектакль имел успех у зрителей, но критика восприняла его в штыки, но все равно писатель продолжает работать в драматургическом жанре. Следом ставят его пьесы «Остров 5-К» и «Клад»,  в журнале «Звезда» печатается сатирическая пьеса «Похождения Гогенштауфена». Для стиля ранних пьес Шварца характерно юмористическое начало. Сказочные ситуации, в которые попадают обыкновенные герои,  создают особую неповторимую нить драматургического повествования. В более поздних произведениях юмор сменился иронией. Помимо конфликта, связанного с борьбой добра и зла, Шварца начинает волновать другая проблема: проблема взаимоотношения  героя-борца за справедливость с обычными людьми. По просьбе главного режиссера Ленинградского театра комедии Н.П. Акимова была написана пьеса  «Голый король». Она не была  поставлена при жизни автора, но именно эта пьеса принесла автору всемирную известность. Во второй половине 1930-х годов Шварц работал очень активно. Вышли в свет и были поставлены пьесы: «Брат и сестра», «Красная Шапочка»,  «Снежная королева»,  появилась первая сказка для взрослых - «Тень».  «Тень» - олицетворение скрытой, изнаночной стороны души человека. Она есть в каждом, и именно она помогает темной силе, находящейся вокруг человека.

       В начале Великой Отечественной войны  в блокадном Ленинграде  Шварц выступает на призывных пунктах, пишет антигитлеровские сценки и пьесы для радио, дежурит на крышах дома, гася «зажигалки». В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера «Под липами Берлина». Эта совестная работа Шварца с  М. М. Зощенко. Вскоре писатель с женой были эвакуированы в Киров. Там Евгений Львович работал завлитом областного драматического театра. Написал пьесы о защитниках Ленинграда - «Одна ночь»;  об эвакуированных детях - «Далекий край». В Сталинабаде заведовал литературной частью эвакуированного Ленинградского театра комедии. В мае 1944 года вместе с театром возвратился в Москву, и в августе уже состоялась премьера его пьесы «Дракон», которая была принята неоднозначно. После первого представления ее признали «вредной сказкой» и изъяли из репертуара театра. В этой философской сказке отражалась проблема сохранения человеческой личности, противостояние свободолюбивого героя диктату, что вольно или невольно отражала действительность. Эта сказка на этот раз оказалась слишком правдива и близка жизни.

       После войны он продолжил вести дневник-воспоминание. На основе этих записей составилась «Телефонная книга», вместившая около 200 портретов современников.

       Семья писателя распалась, и он вступил вторично в брак с Екатериной Зильбер, которой посвятил пьесу «Обыкновенное чудо». Тема произведения - настоящая любовь. По мнению писателя это и есть «обыкновенное чудо», даже превращение медведя в человека не столь удивительна, и не столь важна, как любовь, не дающая человеку вновь стать зверем.

       Шварц до конца жизни отличался удивительной работоспособностью. В 1957 году вышла его последняя пьеса «Повесть о молодых супругах».  Писатель создал сценарии к множеству известных кинофильмов: «Разбудите Леночку»; «Леночка и Виноград»;  «Золушка»; «Царь Водокрут»;  «Дон Кихот» и другие. 

       В марте 1956 года Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР утвердило Е. Л. Шварца членом худсовета Ленинградского театра комедии.

       После нескольких инфарктов, когда врачи прописали ему постельный режим, писатель впал в апатию и перестал работать.  15 января 1958 года Евгения Львовича Шварца не стало.  Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище..

 

Материал подготовила библиотекарь Л.Н. Боровинская