Скобелева Анастасия Александровна
НовГУ имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного педагогического образования
группа 8261

 

 

 

Эссе для конкурса «Великая Отечественная война в судьбах моей семьи»

Тонкая ниточка жизни.

 

«Нить жизни никогда не должна обрываться», - часто повторяла наша прабабушка Евгения Александровна Кузнецова и только спустя годы я начала понимать истинный смысл ее слов.

Она родилась в конце 20-х гг. прошлого века и разделила все невзгоды, выпавшие на долю ее поколения. Но, подобно могучим стенам древнего новгородского кремля, рядом с которым прошла вся ее жизнь, она смогла выстоять и научить нас никогда не сдаваться.

Одним из самых страшных испытаний была Великая Отечественная война. Для нее и миллионов других людей она началась внезапно! Прабабушкауслышала эту страшную новость, когда пришла утром на рынок, располагавшийся вдоль Федоровского ручья. В один из первых авианалетов сгорел их дом. В город вошли немцы. Вслед за ними пришли голод, холод, тиф, смерть близких.

Прабабушка, или как мы ее ласково называли «бусенька», вспоминала, что раненых бойцов, защищавших город, фашисты сбросили в огромную траншею. Ничего страшнее их стонов она не слышала в своей жизни! Местные жители пытались ночью пробраться к обессиленным умирающим людям и их напоить водой, попытаться спасти кого-то, но немцы расстреливали их и сбрасывали в ту же траншею.

Семья перебралась в землянку. Всюду свирепствовал тиф. Не было ни еды, ни лекарств. Младшая сестренка бусеньки – Валенька – умерла. Зимой 1942 года немцы начали угонять людей на работы в Германию. В списках на отправление была старшая сестра прабабушки, но до войны она сломала руку, и ее признали негодной. Вместо нее схватили прабабушку. Родители, пытаясь спасти дочь, отнесли коменданту лагеря старинные серебряные украшения, передававшиеся из поколения в поколение. Ее отпустили, но радость была недолгой. Соседи донесли немцам, что она вернулась домой. За ней снова пришли и на этот раз шансов вернуться, почти не было. Их погрузили сначала в товарные вагоны, затем в трюм огромного судна. Так она оказалась в концлагере.

Прабабушка никогда не вспоминала эти годы и говорила, что если начнет думать о том, что ей довелось пережить, то вместо слез из ее глаз потечет кровь. Наверное, много ужасов можно было рассказать про концлагерь, но она старалась вспоминать что-то светлое. Однажды она рассказала о том, как весь барак объединился, чтобы спасти осиротевшего мальчика. Матери удалось его спрятать и пронести в барак с взрослыми. Женщина отдавала ребенку свою порцию похлебки и вскоре умерла от истощения. Малыш остался один и все, кто жили там, объединились, чтобы его спасти. Они заботились о нем, кормили, прятали от надзирателей, хотя понимали, что малыш обречен. Вопреки их усилиям он слабел каждый день и однажды его не стало. Много смертей было вокруг, людей уничтожали тысячами, но именно это мальчик стал символом их надежды. Его не стало, но те, кто выжил, вновь почувствовали в себе способность сострадать, а значит – оставаться человеком.

Ее освободили американцы на реке Эльба, спустя долгие три года. Вопреки их предостережениям и уговорам, она вернулась на родину. Казалось, уже не будет ничего страшнее концлагеря, но Новгород, безлюдный, заросший крапивой и молочаем, с грудами битого кирпича и искореженного железа, поверг ее в ужас. Она не могла узнать очертания знакомых улиц.

Постепенно жизнь в городе начала возрождаться. Письма приходили на кажущиеся сегодня забавными адреса: Новгород, кремль, землянка №9. Новгородцы жили в землянках, но ели из фарфоровой посуды. Рядом с кремлем в самом начале войны разбомбили магазин, в котором продавалась посуда, подвал засыпало землей, и склад уцелел. У нас до сих пор хранятся несколько обожженных войной памятных тарелок.

Началась новая послевоенная жизнь. Тонкая ниточка жизни нашей прабабушки не оборвалась, она протянулась из прошлого в будущее. Она выжила! У нее появилась семья, дочь, внучка, правнучка.

От довоенной жизни не осталось почти ничего. И, может быть, поэтому наша прабабушка с такой теплотой собирала фотографии, посвященные новым мирным страницам ее жизни: дни рождения, встречи однополчан прадеда, строительство дома, наш сад. Семейный альбом стал для нас той самой ниточкой жизни, которая позволяет помнить о прошлом и смело смотреть в будущее. Это не самая дорогая, но, безусловно, самая ценная книга нашей семейной библиотеки. В ней на фоне восстанавливающегося города возрождается наша семья.

Мне кажется, нити жизни тянутся не только во времени и пространстве, а от сердца к сердцу.