Рормозер Ксения  Николаевна 
НовГУ имени Ярослава Мудрого
Гуманитарный институт
Журналистика, группа 9422

 

 

 

 

«Мы всю жизнь смотрим на этот Мир сквозь слёзы»

 

В немецкой школе «Petrischule» зачитывали выпускное сочинение ЭльфридыРормозер: «…слёзы сопровождают нас всю нашу жизнь, мы плачем от радости и от боли… мы смотрим на этот Мир сквозь слёзы…» - писала 16 летняя девушка, у которой не было проблем, потому что её отец обеспечивал сам свою маленькую семью, он был главным инженером на заводе «Дека» («Электрик» в последствии)

У Эльфриды был замечательный голос, она брала уроки вокала при Петербуржской консерватории. И трудно было, глядя на эту девушку не восхищаться её талантами и тем будущим, которое они предполагали. Но, как позднее скажет о своей судьбе сама Эльфрида, а судьба для каждой женщины начинается с её замужества, так вот эти слова она сказала о своём замужестве: «к этому счастью или несчастью рано или поздно приходит каждая женщина». И она вышла замуж за большевика, революционера, красного партизана, и в конце карьеры - работника НКВД. Немецкая родня была в шоке: «куда смотрит Эмма, он «красный» с головы до ног!». Тогда никто не мог предположить в мультинациональной России, что судьбы тысяч людей переломает их собственная национальность. «Фридусик, запишись Еленой, нельзя тебе оставаться с немецким именем» много раз просил её муж, но Эльфрида неизменно отвечала, что немкой родилась и немкой умрёт.

 

«Начальнику первого спецотдела НКВД…меня сослали не предьявив никаких обвинений, ни арестована ни судима никогда я не была… живу в землянке с больной матерью и сыном. Сын не имеет возможности учиться т. к. должен быть при больной матери, он сам страдает от малярии, я инвалид и должна одна через силу работать, зарабатывать семье на кусок хлеба. На работу и обратно я должна ходить 30 км в день с больными ногами...» 1938 г.

Каждый год прабабушка Эльфрида писала и писала с просьбой прекратить ссылку ей и её семье. И каждый год получала отказ. Рядом с ней были другие сосланные немцы и с ними обошлись ещё более жёстко – разбили семью, и сослали в разные области России отдельно мужа, жену и детей. Но недолго и её семья была вместе.

«…если даже я терплю за мужа, который преданно служил своей партии, то я уже давно отмучилась за все его грехи … хочу быть свободной, как и другие матери отдающие своих детей Родине… старший сын – пропал без вести, дочь – артистка, уехала с труппой для культобслуживания наших бойцов и два года я не имею о ней никаких вестей…младший сын только ждёт приказа, чтобы вступить в ряды Красной Армии... здесь в селе Мишкино (Башкирская АССР) я потеряла старушку мать…» 1944 г.

После Победы, после 1945 года младший сын пришёл к матери со своей молодой женой, она по дороге натёрла ноги и надела тапочки, которые несла в подарок своей свекрови. Посмотрев на невестку, Эльфрида сказала сыну по-немецки: «Тот же навоз издалека привёз».

«…17.09.1959 года мне была выдана справка о том, что применённая адм. выселка 1938 года отменена, и я считаюсь реабилитированной. Так как я и моя семья проживали в городе Пушкине, я обратилась в исполком с просьбой выдать мне справку о том, что мы действительно там проживали, но мне ответили, что таких архивных данных у них нет, поскольку они утрачены в результате военных действий… что мне делать дальше? Ехать в Ленинград и искать людей, которые могут подтвердить мои слова, но прошло 24 года! …»

И сбылась последняя мечтаЭльфриды. Она переехала из Башкирии, из земли, где было пролито столько горьких слёз и пережито нескончаемое количество скорбей, на родину – в Ленинград, где и умерла в 1974 году, благословив двух своих правнучек Ксению и Марию.

«Мы смотрим на этот Мир сквозь слёзы всю свою жизнь…»

Иван Руфович Александров (отец мужа Эльфриды, её свёкр) родился в деревне Сосновка Озерской волости Калязинского уезда Тверской губернии в 1865 году 27 января. Из крестьян, запасный нижний чин. Закончил начальное 4-х классное училище. Повенчан 1 церковным браком с Натальей Титовной Орловой, в 1886 году. Дети: Иван, Антонина, Александра. В семье царили патриархальные порядки. За трапезой, когда на стол подавалась общая миска со щами, Иван Руфович командовал "Хлебай жидкое", а после "Таская со всем".И, если кто-то брал гущу без позволения тут же получал по лбу длинной деревянной ложкой.

 

Иван Руфович воинскую повинность отбывал в чине старшего унтер-офицера в Ковно, нынешнем Каунасе, заведовал полковой швальней, то есть швейной мастерской. От него в семье осталась поговорка: «Шинель не шьют, а строят, ее не подгоняют, в нее вливают». После отбытия службы он переехал в Петербург. На Невском у него была своя швейная мастерская. До 1917 года его адрес и телефон фигурируют в справочнике «Весь Петербург».

С 1918 по 1920 год окончил Богословские Благовещенские курсы в Петрограде, которыми заведовал о. Виталий Лебедев. В 1921 году 22 марта был посвящен в диакона, митрополитом Вениамином Петроградским, впоследствии, новомучеником, с назначением к подворью Новгородского Зверина Покровского женского монастыря (Пг., ул. Жуковского, 16), где прослужил до 1925 года при настоятеле отце Николае Богословском. Служил три года и шесть месяцев бесплатно, как любитель.

С 1921 года по 1925 год — диакон Успенского подворья города Ленинграда. С 1925 года по 1930 год — служил диаконом при церкви святого праведного Симеона и Анны на ул. Моховой, при настоятеле о. Иоанне Камневе и о. Сергии Бычкове. Когда была регистрация всего духовенства о. Сергий посоветовал диакону Иоанну Александрову не регистрироваться, а служить по силе на государственной службе и заниматься портновским ремеслом. Диаконом же он служил в загородных церквах в Озерках и Шувалово.За штатом находился с 1930 по 1941 год.В этот период прапрадед работал гардеробщиком в артели Инвалидов на ул. Красного курсанта (Большая Спасская Пг. стороны) до эвакуации 25 августа 1942 года в Омск, Абатский район, село Абатское. Там он похоронил матушку Наталью. По возвращении в Ленинград диакон Иван Руфович Александров 17 сентября 1944 года Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященным АЛЕКСИЕМ Митрополитом Ленинградским и Новгородским за божественнойлитургией в Николо-Богоявленском Кафедральном Соборегорода Ленинграда был рукоположен в сан пресвитера и назначен в Князь-Владимирский Собор.

Благочинный городского округа протоиерей А. Медведский написал в характеристике следующее: «Отец Иоанн Александров священник из народа, подготовленный к пасторству лишь любовию к церкви с детского возраста. Несмотря на погрешности в служении в связи с отсутствием знаний пользуется популярностью в народе, который чувствует в нём пастыря исполненного благоговения и искренности». Первые службы и требы диакон Иоанн Александров только что рукоположенный в сан священника должен был совершать в Спасо-Преображенском соборе под руководством протоиерея Павла Фруктовского, который и выдал после справку о правомочности самостоятельного служения иерея Иоанна. Распоряжением митр. Григория (Чукова) Ленинградского и Новгородского назначен к Князь-Владимирскому собору 10.12.1945 г.. Резолюцией от 02.04 1950 г. митр. Григория (Чукова) уволен за штат по болезни. 3 июля (30.06.1951) 1951 года Указом Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Ленинградского и Новгородского о.Иоанн был назначен вторым штатным священником Князь-Владимирской церкви в посёлке Лисий Нос, Сестрорецкого района, Ленинградской области.

Иван Руфович был, как бы теперь сказали довольно известным в театральных кругах кутюрье. Поэтомув 1949 году ветераны сцены возбудили ходатайство пред Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Григорием, Митрополитом Ленинградским и Новгородским о награждении священника Иоанна Александрова золотым крестом. Резолюцией №838 от 11 июня 1953 г. митр. Григория (Чукова) переведён «для пользы службы» штатным священником церкви Серафимовского кладбища г. Ленинграда. Скончался о. Иоанн Александров 10 мая 1954 года. Погребен за алтарем Св. Серафимовского кладбищенского храма.

В обновленческом расколе не был.

Награды.

В 1945 году награжден Митр. Григорием (Чуковым) — НАБЕДРЕННИКОМ, СКУФЬЕЙ, в 1946 году — КАМИЛАВКОЙ в 1950 году награждён Патриархом АЛЕКСИЕМ — НАПЕРСНЫМ КРЕСТОМ ко Дню Святой Пасхи.

Сохранились семейные предания о том, что И. Р. Александрову в конце XIX века было видение Св. прп. Александра Свирского при следующих обстоятельствах: идя по Стремянной улице, он увидел идущего рядом с ним старца, который дал ему некие наставления и указания. Затем старец ушел в какую-то полуподвальную лавку. Иван Руфович зашел было за ним в лавку, но там никого кроме приказчика не оказалось, а тот сказал, что никто, кроме Ивана Руфовича сию секунду и не заходил. Вскоре будучи в Св. Никольском Соборе Иван Руфович узнал на иконе образ явившегося ему старца. И еще сохранилось семейное предание о явлении перед войной 1941 года Ивану Руфовичу на Аничковом мосту Св. Николая Мирликийского, который наставлял его на будущее.