Шульгина Арина Владимировна
НовГУ имени Ярослава Мудрого
Гуманитарно-экономический колледж.
Право и организация социального обеспечения, курс 1, группа 9801

 

 

 

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.

 

«Думаю, я не ошибусь, если скажу, что в жизни каждого человека есть события, помогающие ему глубже осознать свою кровную связь с судьбой народа, с судьбой Родины, яснее понять свою сопричастность к великим свершениям на родной земле <…>». Эти слова не мои, они написаны Героем Советского Союза, легендарным воином, участником Сталинградской битвы, нашим земляком Яковом Федотовичем Павловым. Мне кажется, что именно таким событием для нескольких поколений людей стала Великая Отечественная война, длившаяся четыре страшных года, 1418 дней и ночей. История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, которые совершили советские люди в годы войны. Люди 900 дней и ночей жили в холодном и голодном блокадном Ленинграде, они не только выживали, они работали,сохраняли народное достояние и творили: создавали музыку, писали стихи, дружили и любили.

Война была страшной и разрушительной силой. Только в одной нашей стране были уничтожены более тысяч городов, десятки тысяч деревень и сел, разрушено огромное количество памятников культуры. Но, ни с каким ущербом не сравнятся человеческие потери. Война, несущая смерть, забирала всех, кто попадался на её пути. Это были и солдаты, и мирные жители, в том числе, дети. Сколько ж человеческих жизней унесла война, сколько поломала человеческих судеб?! Миллионы людей погибли на полях сражений, в партизанских отрядах, трудовых армиях, замучены в концентрационных лагерях…

А мы? Мы – сегодняшнее молодое поколение имеем ли право забыть, имеем ли право не стараться узнать о прошлом, обо всём том, что вынесло, пережило, перетерпело, перестрадало, сделало ради нас, да, да, ради нас старшее поколение: наши прадеды, деды, прабабушки, бабушки, дяди, тёти, дети, многие из которых так и остались детьми в тех далёких военных сороковых годах, потому что они стали жертвами бесчеловечной войны?! Для меня люди, жившие во время войны, и в тяжелые послевоенные годы, все герои: и те, кто, несмотря на усталость и голод, трудились в тылу, ели опилки и лебеду, но всё отдавали ради Великой победы. И наши воины, которые в буквальном смысле проползли по-пластунски пол- Европы, находились годами в окопах, в землянках, болотах, в лесу, освобождая от фашизма не только свою землю, но и другие народы, отдавая самое дорогое, что есть у человека, свою жизнь, и те люди, кто сумел, несмотря ни на что, выжить, выстоять в лагерях и сохранить человеческое достоинство. Безусловно, для меня героями являются мои старшие родственники: храбро сражавшиеся, защищавшие родину от врага на поле боя, и те, кто жил и трудился в нечеловеческих условиях.

В нашей стране, да и не только в нашей, пожалуй, не найдется семьи, которую бы ни коснуласьвойна. Мою семью она тоже не обошла стороной. И, вот, я снова иду к моей прабабушке – Шульгиной Антонине Петровне, в девичестве Коноплёвой, иду к той, которая помнит, которая была свидетельницей событий Великой Отечественной войны. Надо успеть, всё записать. Время быстро и неумолимо уносит участников и свидетелей, тех, кто был, кто знал, кто видел. Слава Богу, моя прабабушка жива, и пусть живет еще долгие, долгие годы.

В 1941 году, когда началась война, моей прабабушке было семь лет, но она хорошо помнит события того времени. Семья жила в деревне Новое Веретье Шимского района Новгородской области (до войны Ленинградской). В первые дни войны отец на лошадях отвёз их в лес, и сразу же ушёл на фронт. Линия фронта стремительно приближалась, люди с утра до позднего вечера рыли окопы, среди молодежи был старший брат – Иван. Им всем: и тем, кто рыл окопы, и тем, кто прятался в лесу, было до безумия страшно во время немецкой бомбёжки. С советских самолётов им в лес бросали листовки, в которых писалось, чтобы они дальше уходили в лес, не оставались на окраинах. Наступала осень, начинались холода, остаться на зиму в лесу – обречь себя на гибель, решили вернуться домой. Когда вышлииз леса, то не узнали свою родную деревню, она почти вся была сожжена. В деревне осталось только три дома, да несколько амбаров и бань на задворках. И всю зиму по две-три семьи жили кто в амбаре, кто в бане. Прабабушкина семья: её мать, старший брат Иван, второй брат Александр (мой прадедушка) прожили в амбаре до немецкой оккупации. Потом всех жителей, насильно выгнав из родных деревень, немцы отправили в Латвию, везли в переполненных людьми вагонах, в которых раньше перевозили скот. Когда они добрались до места, их разобрали по латышским семьям. Именно, разобрали, как товар, в данном случае нельзя сказать, что их определили в семьи. Живя на хуторах, русские работали на полях, выполняли самые тяжелые земледельческие работы, занимались, казалось бы, привычным для крестьян делом, только это труд был подневольный, сопровождаемый унижениями, оскорблениями, недоеданием. Да, трудились, но не на своей земле, и рядом не было любимых мужчин – мужей, отцов, которые в это время воевали. И те, и другие ничего не знали друг о друге в течение нескольких лет.

Когда Советская армия освободила Латвию, все засобирались домой, на свою матушку-землю, в свои хоть сожженные и разрушенные деревни, но родные и любимые. Новгородская земля, как и другие захваченные фашистами земли, была разорена. Повсюду шли ожесточенные бои, нашим войскам приходилось стрелять по своим селам и деревням, бомбить их, выгоняя и уничтожая немецкие войска. Всвою очередь очень старались фашистские вандалы, которые хотели стереть с лица земли всё, что являлось русским и советским. Таким образом, на Новгородчине было сожжено 2227 населенных пунктов, 288 промышленных предприятий, 18 электростанций, десятки тысяч ведомственных и коммунальных зданий, хозяйственных построек и личных домов новгородцев.

Те жители, которыевернулись домой из Прибалтики, увидели свою землю истерзанной, разоренной врагом. Эта картина увиденного до сих пор стоит перед глазами моей прабабушки, детские впечатления надолго остались в памяти. Она также помнит о том, как, там, еще в Латвии, освобожденной от немцев, провожали в армию повзрослевшего старшего брата Ивана, как другой брат, Александр, боясь, что война закончится без него, будучи подростком сбежал на фронт. Прабабушка запомнила глаза своей матери в тот момент, когда она об этом узнала… Всю войну мать ждала весточки от своего мужа, сына Ивана, но так и не дождалась. Уже после окончания войны в деревню пришла телеграмма. В ней были написаны имена пропавших без вести, тех, кто не вернулся с войны, в том числе, и её сына,Коноплёва Ивана Петровича, навсегда оставшегося на войне, где-то там… Но где? В сердце матери долгие годы жила надежда, что, может, когда-нибудь, хоть что-нибудь узнает она о своём сыне и муже. Да…Война унесла жизнь и отца, и старшего брата прабабушки, к великому материнскому и сестринскому счастью она сохранила жизнь Александра.

Мои прабабушка, Шульгина Антонина Петровна, и прадедушка, Коноплёв Александр Петрович, прожили достойную жизнь, преодолевая жизненные трудности, не жалуясь на судьбу, выполняя свой долг перед семьей, страной и Родиной. Но страшная война оставила навсегда в их сердце глубокий след, а также в сердцах многих народов, населявших нашу большую страну. Выстояли и всё выдержали, всё пережили. Это было общее горе и общая долгожданная Великая победа «с радостью и со слезами на глазах». Всё было на войне подлинное: и боль, и радость, и любовь, и героизм, были и предательство, и трусость. Война определяла кто и что сто́ит на этой земле. Зло и сегодня реально, против него нелегко устоять, но его можно преодолеть, если верить в добро и человечность, если помнить уроки войны.

Память не в словах. Она в сердцах и поступках, делах. Нам надо достойно сохранить то, что сделали для нашей Родины с верой, надеждой и любовью старшее поколение. Они почему-то в тяжелое послевоенное время смогли отстроить разрушенные войной города, храмы, дома, хотя тогда не было даже самого необходимого, тогда полстраны лежало в руинах, не хватало мужских рук, они остались там – на войне. А у нас в богатой, казалось бы, стране, почему-то нет средств содержать в надлежащем состоянии всё, что они нам оставили и чем мы можем гордиться, это наши архитектурные памятники – немые свидетели прошлого. А они корёжатся, осыпаются, некоторые совсем разрушаются и умоляют: «Помогите!» Что мы передадим следующему поколению?

Для меня память о войне – это ухоженные могилы солдат, а не покосившиеся обелиски с облупленной краской и бурьяном вместо цветов. Для меня память – это немногочисленные пожелтевшие фотографии моих родственников в альбоме моей прабабушки Тони, её рассказы о далеком прошлом… Для меня память – это не переписывание истории в угоду чему-то и кому-то, нельзя продавать память,предавать тех, кто, несмотря ни на что выстоял. Мы не нападали! Мы защищала свою Родину! Молодое поколение должно помнить о том, что их предки сделали всё для того, чтобы сохранить жизнь последующих поколений.

От нас все дальше и дальше уходят те грозные, трагические и героические события Великой Отечественной войны, и хочется надеяться, чтоследующее поколение людей будет помнить о легендарном мужестве и стойкости нашего народа. Будет ли помнить? Это зависит от нас, от нашей позиции, от того, что мы уже сейчас сделаем для этого. Я верю в то, что «память ро́да» никогда не позволит нам пойти маршем с факелом в руке и со свастикой на рукаве. Мы идем в одной колоне с портретами в руках наших героев: родных и близких – настоящих, а не мнимых. И пусть душа наполняется гордостью за героическое прошлое нашей страны, за грандиозные послевоенные свершения.

А эпилогом пусть послужит стихотворение новгородского поэта, фронтовика Кулагина В.А., которого никогда не покидало чувство гражданской озабоченности судьбой народа, который был всегда непримирим к силам зла и который воевал с ними стихотворной строкой.

Когда ты приходишь

На поле сражения,

Склони свою голову

Скорбно и низко.

Отдай им достойную дань

Уважения –

Солдатам, что спят

Под литым обелиском.

 

Пускай имена их

Тебе неизвестны,

А почесть они

Заслужили по праву, –

Стояли здесь насмерть –

И храбро, и честно.

И Вечный огонь им,

И вечная слава.

 

... Нацелены к звездам,

Как будто ракеты,

Молчат обелиски

На русском раздолье.

Без них бы

Не видеть нам

Белого света,

И счастья не знать,

И не видеть бы воли.