Аркадий Аверченко обладал веселым нравом, открытым сердцем и легким слогом, и писателем стал таким же: ироничным, внимательным и щедрым на емкое, точное слово. Прожив недолгую жизнь, Аверченко успел занять в ряду русских юмористических писателей одно из первых мест.
Аркадий Тимофеевич Аверченко родился в 1881 году в купеческой семье в Севастополе. У мальчика с детства было слабое здоровье и плохое зрение, поэтому он получил домашнее образование. С детства Аркадий отличался любовью к чтению. Аверченко - талантливый самоучка с огромным читательским багажом. В один прекрасный день отец разорился, и семья попала в довольно трудное материальное положение.
Работать будущий писатель начал с 15 лет. Поначалу юноша устроился писарем в компанию по перевозке грузов, отработав год, уехал на угольные шахты Донбасса, где прослужил конторским рабочим около 4 лет. Время на рудниках протекало серо и уныло. Единственным развлечением в этой тяжелой беспросветной жизни и каторжной работы было беспробудное пьянство. В 1900 году контора перебралась в Харьков, чему молодой человек был несказанно рад. Здесь он ожил, окреп и предпринял первые литературные попытки.
В 1903 году он впервые дебютировал на страницах харьковской газеты «Южный край» с рассказом «Как мне пришлось застраховать жизнь», продолжает писать юмористические рассказы, а затем берется за выпуск журнала «Штык», где выступает в трех ипостасях: автора, редактора и иллюстратора. Создавая сатирические рассказы, рисует шаржи и карикатуры, тем самым обретая популярность у публики. В 1907 году в связи с недовольством начальства его сатирой, писателю пришлось покинуть Харьков. Он принял решение отправиться в Петербург, где продолжил заниматься сатирическими жанрами.
В Северной столице писатель становится заметной фигурой. Он умел видеть смешное и нелепое, писал едко и остро. В 1908 году Аверченко устроился секретарем в журнал «Стрекоза», который затем преобразовался в еженедельник «Сатирикон», ставший уникальной трибуной социальной сатиры и значимым культурным явлением. Из постоянного автора писатель перешел на роль главного редактора издания. Читатели полюбили «Сатирико», который не переходил на личности, обличая конкретных особ, а вводил жанр «лирической сатиры», полной самоиронии и тонких наблюдений за человеческой натурой. Интересный факт - журнал читал даже сам император Николай II, собирая его подшивки.
В 1910 году издаются 3 книги Аркадия Аверченко, которые приносят ему славу доморощенного Марка Твена. Рассказы писателя становятся необычайно популярными Следом выходят еще 2 тома рассказов: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих». Сатирик много путешествует, пишет новые произведения, рецензирует театральные постановки.
После Октябрьской революции большевики закрыли журнал Аверченко, считая его буржуазным и неблагонадежным. Аверченко покидает столицу и едет в родной Севастополь, где прожив 2 года, навсегда покидает родину. В эмиграции Аркадий Тимофеевич продолжает писать и заниматься созданным им еще в Севастополе театром. Европа была переполнена русскими беженцами, поэтому писателю удавалось чувствовать себя своим даже на чужбине, но незнание европейских языков, в отличие от большинства представителей русской интеллигенции, осложняло адаптацию в западном обществе. В этот период творчество писателя переживает значительную трансформацию, в которой явственно чувствуется тоска по безвозвратно ушедшему времени старой России. В 1921 году в парижском издательстве выходят памфлеты «Дюжина ножей в спину революции». В творчестве 1920-х гг. идет осмысление революции, ее разрушительных последствий, судеб эмигрантов, пытающихся выжить в изгнании и найти новые смыслы и опору в жизни. Последние годы жизни автор провел в Чехии. Здесь писались книги «Рассказы циника», «Записки Простодушного», «Шутка мецената».
О личной жизни сатирика трудно что-то говорить. У писателя никогда не было жены, что нельзя сказать точно о детях. По слухам, еще в Харькове, у Аверченко родился сын Аркадий. Писатель вырос в окружении сестер и воспитал в себе ироничное отношение к женскому полу, поэтому о браке не помышлял и сводил отношения к романам или легкому флирту. Сатирик так до конца своих дней и не нашел свою одну единственную.
Еще в детстве Аверченко получил травму глаза, поэтому болезни зрения сопутствовали ему до конца дней. В 1925 году писатель решился на удаление больного глаза, операция прошла с осложнениями. Длительное время находился в больнице в крайне тяжелом состоянии, имея одновременные проблемы с сердцем, сосудами и почками. Затянувшаяся болезнь стала причиной смерти. 12 марта 1925 года Аркадий Тимофеевич Аверченко скончался. Его похоронили в Праге в православной части Ольшанского кладбища, где покоятся видные деятели первой волны русской эмиграции.
Долгое время на родине Аверченко оставался запрещенным автором, и только в 1980-е гг. русский читатель открыл для себя творчество сатирика. Такие рассказы как «Галочка», «Человек за ширмой», «Жена» и другие вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы, а цитаты из произведений писателя до сих пор вызывают улыбку и легкую грусть.
Материал подготовила библиотекарь Л.Н. Боровинская