Лишь в неизменном – бесконечность, |
Лишь в постоянном – глубина. |
И дальше путь, и ближе вечность, |
И всё ясней: любовь одна. |
З. Гиппиус |
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) - русская поэтесса, литературный критик, писательница, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры.
Она родилась 8 ноября 1869 года в г. Белеве Тульской губернии. Отец ее - дворянин, обрусевший немец, был известным юристом. Мать - сибирячка, была дочерью обер-полицмейстера из Екатеринбурга. В связи со служебной деятельностью отца, семья часто переезжала с места на место, поэтому дочь не получила полноценного образования. Она урывками посещала различные учебные заведения, готовясь к экзаменам с гувернантками. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Она много читала, вела обширные дневники, охотно переписывалась с друзьями отца.
После смерти мужа, боязнь наследственности к чахотке у детей от отца, Анастасия Гиппиус решила переехать с дочерьми в Ялту. Поездка в Крым предоставила девочке заниматься любимыми вещами: верховой ездой и литературой. Позже семья переехала в Тифлис, к брату Александру.
В 1888 году Зинаида вместе с матерью отправилась на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским, и стала его женой, с которым и прожила всю жизнь «52 года, не разлучаясь… ни на один день». Гиппиус была ему преданным духовным спутником, соучастником и вдохновителем его религиозно-философских идей.
Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Ярким и спорным был ее первый поэтический дебют. Два стихотворения «Песня» и «Посвящение», опубликованные в журнале, отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии того времени и сразу же получили скандальную известность. Одно из лучших стихотворений - «Любовь одна» - было даже переведено на немецкий язык. Любовь в понятии поэтессы - это поиск гармонии, попытка соединить в одно целое небо и землю, дух и плоть, временное и вечное. В прозе же она ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус двойственность ее личности.
Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ «Простая жизнь», затем вышли сборники рассказов «Новые люди», «Зеркала», которые вызвали раздражение и неприятие со стороны критиков. Лучшим своим сборником Гиппиус считала «Лунные муравьи», куда вошли любимые ею рассказы.
Гиппиус была признанным литературным мэтром, хозяйкой литературного салона. Квартира Мережковских стала важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение, которого, считалось, чуть ли не обязательным для начинающих мыслителей и писателей. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус, но, тем не менее, испытывали и неприязнь к ней, видя ее высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с участием молодежи. Она предъявляла к поэзии высокие требования религиозного служения красоте и истине и была в своих оценках откровенна и резка. Это был последний и самый влиятельный из всех известных петербургских салонов.
В 1911 году Гиппиус публикует роман-трилогию: «Чертова кукла», «Очарование истины», «Роман-царевич». Произведение вызвало споры и негативную критику за «клевету» на революцию и за слабое художественное воплощение. Попытка в драматургии - драма «Зеленое кольцо», которая была поставлена в Александрийском театре и оказалась самой удачной, посвященной молодым людям, людям завтрашнего дня.
После революции Мережковские переезжают жить во Францию. Непримиримость к большевистской России осложнила её отношения со многими русскими эмигрантами. Но и здесь она пыталась организовать литературные «воскресенья», которые собирали представителей разных поколений эмигрантов и сыграли видную роль в интеллектуальной жизни первой волны эмиграции. Организация «Зеленой Лампы» позволила проводить собрания для избранных, которые приглашались только по предварительным спискам. Здесь часто бывали И. А. Бунин с супругой, Б. К. Зайцев, Л. Шестов, Г. Федотов.
В конце 1941 года умирает Мережковский, следом за ним - сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает смерть близких ей людей.
В качестве документов той эпохи мир искусства и литературы предстал пред нами благодаря дневникам Гиппиус, произведению Бунина «Окаянные дни», очеркам Ходасевича и рисункам Добужинского «Петербург в 1921 году». Именно поэтому дневники поэтессы 1917 года и приобрели такую известность. Революция полностью изменила не только жизнь, но и духовный мир Гиппиус, которая из всей русской интеллигенции оказалась самой непримиримой к ней.
Зинаида Николаевна писала не только стихи, прозу, пьесы, публицистику, но и выступала как литературный критик и философ, но главным её дарованием было искусство общения, таинственная способность вести беседы с любым количеством участников так, что скучно никогда и никому не было.
Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года в Париже. Она была похоронена рядом с мужем на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, на котором покоятся писатели И. Бунин, А. Ремизов, И. Шмелев, великие князья Гавриил и Андрей Романовы и многие другие.
Поэзия
Проза
Критика и публицистика
Материал подготовила библиотекарь Л.Н. Боровинская