Стратегии освоения личных глагольных форм 2-го лица единственного числа в русскоязычном онтогенезе

Strategies of the 2nd person verb forms acquisition in Russian language formation

В исследованиях онтогенеза персонального дейксиса на материале русского языка нередко упоминается, что появление в детской речи личных глагольных форм является предвестником появления соответствующих личных местоимений. Подобное заявление делается преимущественно в отношении форм и местоимений 1-го лица единственного числа, а в отношении 3-го лица оно принимается по умолчанию. Исследователи воздерживаются от подобного утверждения относительно глагольных форм 2-го лица единственного числа индикатива. В нашем исследовании эта мысль частично опровергается: если данные формы появляются прежде местоимения «ты», то они являются неадекватными, употребляющимися эгоцентрически или эхолалически, или в виде эхоимитации формы. Ситуативно правильное и адекватное употребление ребенком глагольных форм 2-го лица индикатива имеет место не ранее появления в их речи диады «я — ты». Однако рисунок освоения данных глагольных форм для каждого ребенка является разным. Не все дети проходят через этап ошибочного употребления глагольных форм 2-го лица, либо этот этап очень краткий. Причины подобной разницы — индивидуальные особенности ребенка — его референциальность / экспрессивность, раннее / позднее говорение и особенности инпута.

Ключевые словадетская речь, онтогенез персонального дейксиса, личные местоимения, личные глагольные формы

In studies of the formation of personal deixis based on the material of the Russian language it is frequently referred that the appearance of finite verb forms designates the forthcoming of the related personal pronouns. This statement mostly concerns 1st person verb forms and pronouns, whereas the situation with the 3rd person is concerned the same by default. The scholars refrain to state this about the 2nd person verb forms of the indicative. We partly rebut this statement in our research: in case the above-mentioned verb forms appear before the pronoun “you”, they are considered inadequate, egocentric or echolalic, or echolalic imitations of form. A child begins to use contextually adequate and correct 2nd person verb forms of the indicative no sooner they master the “I-you” dyad. However, the pattern of acquisition of these verb forms varies from child to child. It is not obligatory that all children must go through the stage of incorrect usage of the 2nd person verb forms, or this stage is very short. We consider a child’s personal individuality — his referentiality / expressivity, early / late speaking and characteristics of the input as the reason of the above stated difference.

Keywordschild speech, formation of personal deixis, personal pronouns, finite verb forms

Article.PDF