Орфографические варианты и выбор их написания в школьной практике (на материале лексикографических источников)

Variant spelling of a word in writing in school practice (on the basis of lexicographic sources)

Рассматривается проблема определения границ орфографической нормы и описания вариантов её реализации в письменной практике. Обращение к данному вопросу обусловлено тем, что изучение орфографических вариантов является важной составляющей методики преподавания русского языка. Цель статьи — выявить случаи орфографической вариативности в современном русском языке, определить причины их появления, разработать типологию орфографических вариантов (нормативные, ненормативные, нормативно-стилистические, нормативно-семантические) на основе словарных помет в лексикографических источниках. Особое место в работе уделяется практическим упражнениям, призванным помочь обучающимся сформировать высокий уровень орфографической компетенции. Приведенные факты имеют значение для изучения различных уровней языковой системы (фонетика, лексика, словообразование) в школьной практике. Перспективы исследования связаны с дальнейшим выявлением и уточнением списка орфографических вариантов для создания специального словаря.

Ключевые словаорфографическая норма, орфографический вариант, «Словарь орфографических вариантов», типология орфографических вариантов, практические упражнения

The paper studies definition of orthographic norms and describes variant spellings realization in writing. The paper is aimed at identifying cases of spelling variability in modern Russian and identifying the reasons for this phenomenon. Moreover, in this paper a typology of variant spelling based on dictionary labels according to normative, non-normative, stylistic-normative, and semantic-normative criteria is developed. Special attention is paid to practical exercises carried out to help students form high level of spelling competence.

Keywordsorthographic norm, variant spelling, “A dictionary of spelling variants”, a system of variant spelling, practical exer

Article.PDF