Приложение 1 к приказу №1934 от 07.12.2016

КОНЦЕПЦИЯ
профилактики и противодействия экстремизму в молодежной среде федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

Преамбула

Миссия федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее - НовГУ) как высшей школы состоит в сохранении и воспроизводстве культуры и нравственных ценностей, продвижении науки и формировании нового поколения созидателей и патриотов.
Стратегическая задача - формирование современного квалифицированного специалиста, всесторонне развитой, толерантной, социально активной личности, обладающей высокими нравственными качествами и владеющей культурой межнационального общения и здорового образа жизни.
Особенностью студенческой среды НовГУ является ее полиэтнический характер, обусловленный не только полиэтничностью региона (обучаются студенты из многих регионов России), но и существенным приростом в последние годы количества иностранных студентов. Существенную часть иностранных студентов составляют граждане стран Африки и СНГ. Все они проявляют интерес к культурам народов, проживающих в Новгородской области, участвуют в общеуниверситетских мероприятиях. В университете уделяется особое внимание работе с данной категорией студентов, с целью их адаптации, активной интеграции в социокультурную среду, а также мониторинга их настроений, направлений активности, социального самочувствия. Важным аспектом является адресная профилактическая работа.
В последние годы в России одной из серьезных социально-политических проблем стал экстремизм. В силу этого соответствующая профилактическая работа стала в ряд направлений деятельности, находящихся в особом поле внимания ректората НовГУ. По статистике, ряды экстремистких и террористических организаций разного толка, в том числе и радикально-исламского («ИГИЛ») пополняет в основном молодежь, в том числе и студенческая, и это обусловлено тем, что молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
В этих условиях в НовГУ ведется работа, направленная на совершенствование действующей системы профилактики негативных явлений в студенческой среде. Имеющийся потенциал НовГУ в данном направлении с опорой на усиление профилактики экстремизма представлен ниже в виде концепции, построенной на основе опыта НовГУ и иных образовательных организаций и Методических рекомендаций, разработанных Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде. Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Общая характеристика концепции

Концепция профилактики экстремизма в студенческой среде НовГУ основана на усилении роли традиционных институтов социализации. В основе данной концепции лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Деятельность управленческих структур НовГУ направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия всех составляющих университетского пространства социализации. Профилактике способствует вовлечение студенчества в различные формы активности, что повышает степень адаптации, способствует раскрытию позитивного потенциала в специально созданных конструктивных полях, сокращает неконтролируемое свободное время. В основе концепции лежит средовой подход, когда в НовГУ создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации концепции необходимо создание и развитие студенческих СМИ, работающих в условиях свободы печати, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию. Данная концепция может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в студенческой среде.
Реализация данной концепции предполагает формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

Уровни деятельности
1. Внешний. Использование потенциала НовГУ для позитивного влияния на молодежную среду региона (осуществление масштабных проектов, культурных акций, социально-значимых мероприятий и т.д. на уровне Великого Новгорода и Новгородской области)
2. Внутренний. Деятельность, направленная на студентов внутри НовГУ, в частности:
-использование возможностей учебного процесса в профилактических целях;
-использование научного потенциала для исследования данной проблематики и разработки методик социально­ психологической поддержки молодежи в целях недопущения вовлечения в экстремистские организации;
- развитие университетской среды как пространства социализации и здоровьесбережения, вовлечение студентов в различные формы активности, повышение качественных характеристик университетской среды, снижающих вероятность вовлечения в экстремистские организации;
- выявление категорий, которые находятся в зоне риска «попадания» в поле экстремисткой деятельности и адресная работа: а) выходцы из неблагополучных, социально- дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие); б) «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения; в) имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; г) носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний; д) члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект;
- поиск новых форм и внедрение в информационную политику НовГУ технологий, способствующих противодействию негативного влияния Интернет- ресурсов на студентов.

Направленность деятельности
Основные действия НовГУ по снижению и недопущению экстремистских проявлений в молодежной среде ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодежь в России, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения; формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля (при его наличии), разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы становится формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Цели и задачи деятельности
- создание условий, исключающих проявления агрессии, напряженности, экстремистской активности в студенческой среде; создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создание системы социальной поддержки молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- развитие конструктивной социальной активности студентов;
- поддержка и развитие студенческих объединений различной позитивной направленности (научных, творческих, спортивных, общественных и т.д.);
- поиск в пространстве НовГУ альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности:
I . Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде.
2. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде.
3. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.
4. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы, издание методических пособий, посвященных проблеме молодежного экстремизма.
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

1. Научно-методическое обеспечение деятельности.
2. Мониторинг социально-нравственного самочувствия студентов (социологические исследования).
3. Поддержка студенческих общественных объединений в жизни НовГУ, повышение их роли и степени влияния на процессы в студенческой среде.
4. Мероприятия по повышению правовой культуры, изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму.
5. Наполнение информационной среды НовГУ ресурсами антиэкстремистской направленности (СМИ, сайт, в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях). 6. Совершенствование форм взаимодействия с правоохранительными органами.
7. Мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов, а также изучение возможностей введения в учебные курсы содержательного компонента, связанного с обучением основам культуры межнационального общения.
8. Проведение мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая деятельность по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просветительская работа по раскрытию социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.
9. Разработка и внедрение комплексной программы адаптации и интеграции иностранных студентов, оказание содействие инициативам по их поддержке, национальных диаспор.