Как не говорили полвека назад

How people didn’t speak half a century ago 

Анализируются отдельные материалы лексикографической работы студентов на занятии по курсу «Стилистика и литературное редактирование», состоявшей в наблюдениях за изменениями семантики слов, описанных в Большом академическом словаре. Студентами отмечены такие явления, как появление новых значений, утрата других, устаревание лексики. Эти наблюдения произведены с опорой на языковой и культурный опыт, при этом учтены не только литературная, но и сленговая лексика. Студентам удалось увидеть не только то, что есть в словаре, но и то, чего там нет. Анализ наблюдений дает возможность оценить студентов-журналистов как читателей БАС, увидеть стороны их метаязыкового сознания, в том числе профессионального журналистского, и сделать выводы лингводидактического характера.

Ключевые слова: лексикография, стилистика, литературное редактирование, лингводидактика, семантика, сленг

This article analyzes some materials on lexicographical work ofstudents on the course «Stylistics and literary editing» consisting in observing the words` semantic changes described in the GreatAcademic Dictionary. The students have marked such phenomena as the appearance of new meanings, loss of the old ones, andlexical obsolescence. These observations were made with the support of language and cultural experience wherein not only literarylexicon was taken into account but also the slang one. The students managed to find not only dictionary meanings but the new ones.The analysis of observations allows us to estimate the journalism students as the Great Academic Dictionary readers, consider theirmetalinguistic consciousness (including the professional journalistic one), and make some linguodidactic conclusions.

Keywords: lexicography, stylistics, literary editing, linguodidactics, semantics, slang

Article.PDF