Кафедра психологии
Список публикаций Калашниковой Марины Борисовны
Монографии, книги, главы в книгах
- Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.-Великий Новгород, 2002.-145 с.
- Психология возрастной сензитивности.- Великий Новгород, 2004.-120 с.
Статьи в журналах из списка ВАК
- Проблема сензитивности подросткового возраста// Вестник НовГУ. - №6.- 1997. - с.79-83.
- Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития// Психологическая наука и образование.-2002.-- №2.-с.67-74.
- О концепции возрастной сензитивности//Мир психологии.-2004.-- №1.-с.105-113.
- Мотивационная готовность к принятию внешнего воздействия как качественный параметр возрастной сензитивности //Журнал прикладной психологии.-2004.- №2.-с.35-40.
- Психолого-педагогические основы использования математического языка учащимися 1-6 классов// Вестн. Новг. Гос. Ун-та. Сер.:Психология. Педагогика. Социология. 2005. - №31.- с. 12-17. (в соавт. с Л.А.Сергеевой).
- О модели возрастной сензитивности //Вопросы психологии.-2007.-№4.-с.98-106.
- Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии //Культурно-историческая психология.- 2007.-№3.- с.10-15.
- Психологическая компетентность педагога как основа гуманизации образовательного процесса//Психология обучения.-2008.-№7.- с.9-16.(в соавт. с Хомяковой О.В.)
- Сочетанная коррекция как способ психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития// Психология обучения.-2008.-№9.- с.84-93.
- О двухфазовом характере возрастной сензитивности в контексте всевозрастного подхода к изучению развития человека //Мир психологии.-2008.-№1- С.245-250.
- Формирование психологической компетентности педагогов //Педагогика. -2009. -№2. - с.55-60.
- Формирование экологической культуры студентов разных специальностей в образовательной среде вуза через курс психологии //Электронный журнал "Психологическая наука и образование»- 2009 - №3 (соавт. С.А.Купцова)
- Влияние воспитателя на психологическую безопасность дошкольника в образовательной среде // Мир психологии.-2010.-№1- С.108-116.
- Калашникова М.Б., Обмачевская С.В. Психологическая безопасность молодого преподавателя вуза // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2010. №58. С.62-65. (соавт. Обмачевская С.В.)
- Калашникова М.Б., Широкова Ю.С. Копинг-стратегии учителей // Педагогика. - 2011. - N 3. - С. 50-57.
- Калашникова М.Б. Особенности отношения к здоровью студентов вуза // Высшее образование сегодня. - № 5, 2015, с.61-66.
- Калашникова М.Б. Особенности религиозности российской молодежи // Вестник НовГУ. - № 2 (93). - 2016.
Учебные пособия
- Методические рекомендации по составлению адаптивных тренировочных программ для школьников. Методические рекомендации.-Новгород, 1990.-43 с.
- Задания по психологии к педпрактике студентов 3-5 курсов индустриально-педагогического факультета. Методические рекомендации. - Новгород, 1992.-36 с.
- Методы коррекционной работы в подростковом возрасте: Сб. метод. Рекомендаций/Отв. ред. М.Б.Калашникова; НовГУ им. Ярослава Мудрого.-Новгород, 1995.-52 с.
- Комплекс коррекционных игр для развития внимания учащихся/Методы коррекционной работы в начальной школе. - Новгород, 1995.-с.68-80.
- Техническое мышление: диагностика и развитие. - Новгород, 1995. -27 с.
- Специальная психология. Учебные материалы к спецкурсу «Специальная психология и коррекционная педагогика». - Великий Новгород. 1998. -43 с.
- Самостоятельная работа по психологии. Методические рекомендации. - Великий Новгород. 1999.(Соавт.: Беляева Т.Б., Моторина И.В.).
- Специальная психология и коррекционная педагогика.-Великий Новгород, 2000.-64 с.
- Итоговая аттестация по психолого-педагогическим дисциплинам: Учебные материалы для студентов очного и заочного отделения, обучающихся по педагогическим специальностям - Великий Новгород, 2002.- 20 с. (в соавт. с Н.И.Никитиной).
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: учебно-методическое пособие /НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007 -68 с. (4,25 п.л.).
- Организация и содержание специальной психологической помощи: учебно-методическое пособие./НовГУ им.Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2008.-72 с. (4,5 п.л.).(в соавт.Моркина Т.Б.)
- Курсовые работы по психологии.- НовГУ им.Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2009. (с Чуваковой О.А.) - 36 с. (2,25 п.л.)
- Калашникова М.Б., Беляева Т.Б. Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - Великий Новгород, НовГУ, 2015.
- Калашникова М.Б., Петрова Е.А. Выпускная квалификационная работа: требования к написанию, оформлению, защите. Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород, НовГУ, 2016.
- Калашникова М.Б. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник НовГУ 4 (102), 2017
- Калашникова М.Б., Петрова Е.А. Проблемная озабоченность современных подростков: риски и ресурсы //Научно-педагогическое образование № 4 , 2017
Статьи, материалы научно-практических конференций
- Психологические аспекты компьютеризации обучения/Дидактические основы компьютерного обучения.-Л., 1989.-С.33-44(В соавторстве с Регуш Л.А.).
- Проблема изучения влияния компьютеризации образования на мышление школьников.-Депонир. рук. №453-89.-19 с.
- Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся на решение задач с использованием компьютера.-Автореф. канд. психол. наук(19.00.07)-Л., 1990.-18 с.
- Проявление половозрастных особенностей школьников при решении задач с помощью компьютера//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990.-С.162-163.
- Проявление экстраверсии в компьютерной деятельности учащихся/ Тезисы докладов научной конференции преподавателей НГПИ по итогам научно-исследовательской работы за 1990 год. - Новгород, 1991. - с.21-24.
- О возможных компенсациях в учебной деятельности//Ежегодник РПО. Т.1.-Вып.1.- М., 1995.-с.155-157.
- Принципы коррекционной деятельности в подростковом возрасте/Методы коррекционной работы в подростковом возрасте. - Новгород, 1996.-с.3-9.
- Гетерохронность развития как основа индивидуальной коррекции трудностей в обучении/ Материалы научно-практической конференции «Индивидуальность как субъект и объект современной жизни». - Смоленск, 1996.-с.21-26.
- Коррекция логического мышления у детей с ЗПР// Тезисы научно-практической конференции «Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования 3-4 декабря 1997 г. -Новгород, 1997.-с.32-34.
- Соотношение биологического и социального в сензитивных периодах///Ежегодник РПО. - Ярославль, 1998.-с.67-69.
- Принципы коррекции познавательной сферы младших подростков с трудностями в обучении//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1998.- №4.-С.40-44.
- Интегративный подход при организации коррекции задержки психического развития//Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18-20 мая 1999 г.-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - С.254-256.
- Мотивационная готовность как характеристика сензитивного периода//Новые психологические исследования.-Великий Новгород, 1999.-С.24-33.
- Влияние биологических факторов на протекание сензитивных периодов (на примере младшего подросткового возраста)//Ученые записки института непрерывного педагогического образования.-Великий Новгород, 1999.-С.135-138.
- Креативность у школьников с задержкой психического развития//Ежегодник РПО.-Т.6.-Ярославль, 1999.--С.92-95.
- Влияние депривации на психическое развитие детей из учреждений закрытого типа (детский дом) // Тезисы докладов студентов, аспирантов и соискателей.-Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 1999.- с.44-46 (в соавт. с Е.С.Посоховской).
- Сензитивные периоды онтогенеза как психический феномен// Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции/Под ред. Е.Е.Сапоговой. - Тула, Тульский государственный университет, 2000.-С. 109-111.
- Модели возрастной сензитивности//Ученые записки института непрерывного педагогического образования.-Выпуск 2.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.-С.32-38.
- Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с подростками//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-- №1.-с.7-16.
- Коррекция высших психических функций как способ преодоления школьной дезадаптации младших подростков// Тезисы международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования» - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001.-с.95-96.
- Коррекция высших психических функций как способ преодоления дезадаптации //Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2001») / Под общ. Ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.-с.298-299.
- Изучение аддиктивного поведения сельских подростков с помощью метода фокус-групп /Первичная социально-профессиональная адаптация студентов к педагогической деятельности в сельской школе: Сборник статей /Сост. и научн. ред. М.В.Звягловой, С.М.Елкина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - с.52-56. (в соавт. с Н.С.Никитиной).
- Использование сочетанной коррекции в работе со школьниками с задержкой психического развития//Ученые записки института непрерывного педагогического образования.-Выпуск 5: В 2-х кн. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.- Кн. 1 -- С.103-106.
- Мотивационная готовность к принятию внешнего воздействия у школьников с ЗПР// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г. В 8 т.-СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2003.-Т.4.-С.132-135.
- Коррекция одиночества методом арт-терапии // Ученые записки института непрерывного педагогического образования.-Выпуск 5: В 2-х кн. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.- Кн.2.-- С.103-105.
- Учет индивидуальных особенностей возрастной сензитивности как средство обеспечения психологической защищенности школьников //Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: Материалы Всероссийской конференции (СПб., 27-28 ноября 2003 г.). - М., 2003. - с.34-37.
- Сочетанная коррекция как способ психолого-педагогической поддержки школьников с трудностями в обучении//Тезисы всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса».-Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2004.-с.106-110.
- Сочетанная коррекция как средство интеллектуального развития школьников с трудностями в обучении// Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуального и личностного развития» В 2 ч. Ч.1. М., МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2004.-С.64-66.
- Модель биосоциального равновесия возрастной сензитивности //Педагогическое научное наследие Новгородской высшей школы. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.-с.84-94.
- Влияние сочетанной коррекции на эмоциональную сферу ребенка раннего возраста// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2004.-№3.- с.46-54.
- Метод сочетанной коррекции как технология работы с детьми с задержкой психического развития //Психология образования: региональный опыт.-М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005.-с.113-114.
- Индивидуально-психологические особенности личности молодого учителя //Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Т.2.- М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2006.- с.209-210.
- Исследовательская компетентность как фактор профессионализма менеджера по персоналу //Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст: материалы третьей международной научно-практической конференции, 14-15 мая 2007 г.- Великий Новгород, 2007.- с. 36-40 (в соавт. с Т.Б.Беляевой).
- Исследовательская компетентность менеджера по персоналу //Материалы IVсъезда Российского психологического общества. Т.2 - Ростов н/Дону, 2007. - с.81-82.
- Формирование психологической компетентности педагогов как задача системы непрерывного педобразования // Психология и современное российское образование - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России, 2008. - с.222-224.
- Особенности эмоциональной сферы подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами //Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции / Под науч. Ред. Н.А.Польской.- Саратов: ИЦ «Наука», 2008.- с.263-267.
- Особый мир семьи студентов //Время открытий. - 2008. - №45 (785). - с.7-9.
- Системный подход в исследовании возрастной сензитивности //Психология человека в современном мире. Материалы конференции к 120 летию С.Л.Рубинштейна 15-16 октября 2009 г.- М.:ИП РАО.-с.56-58.
- Особенности организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса в магистратуре//Развитие университетов в контексте интернационализации высшего образования: материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы интернационализации высшего образования» (18-19 мая 2009 г.) - Великий Новгород, 2009.-с.259-266.
- Психологическая компетентность современного учителя // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010,. С.59-61.
- Калашникова М.Б., Лащенкова В.Ю. Феномен подростковой лжи // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 159-162.
- Калашникова М.Б., Чувакова О.А., Уртаева И.Б., Юдин Е.В. Психологические проблемы, вызывающие тревогу и напряжение у солдатских матерей, отправляющих сыновей в армию // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 163-166.
- Калашникова М.Б. Семья как участник инклюзивного образования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования».
- Калашникова М.Б. Психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе // Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Великий Новгород, НовГУ, 2015.
- Калашникова М.Б. Проблема психологической компетентности современного учителя // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2015» \ Под общ.ред А.В.Шаболтас. – СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2015. – с.218-219.
- Калашникова М.Б. Учитель как субъект инклюзии // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III международной научно-практической конференции \Под ред. Алехиной. – М.:МГППУ, 2015.- с.528.
- Калашникова М.Б. Личность воспитателя как фактор психологической безопасности дошкольника // Сборник материалов Воспитание и обучение детей младшего возраста. - МГУ им.М.В.Ломоносова, 2016.
- Калашникова М.Б. Формирование психологической компетенции учителя в системе непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование: история современность, перспективы Сборник статей по материалам VII научно-практической конференции. Сос. Иванов Е.В. - НовГУ, Великий Новгород, 2016.
- Калашникова М.Б., Николенко Ю.Ю. Особенности толерантности школьников, обучающихся в классе совместно с детьми с ОВЗ // Сборник статей III Всероссийской студенческой конференции Инновации в науке и образовании. Ростов-на-Дону, 2016
- Калашникова М.Б. Индивидуально-психологические особенности учителя инклюзивного образования //Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: сборник статей. Витебск: ВГУ им.Машерова, 2017.
- Калашникова М.Б. Особенности психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии //Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия. В.Новгород, 2017
- Калашникова М.Б. Особенности проявления религиозности у различных слоев российской молодежи // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции Интегративный подход в психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки, СПб, 2017
- Калашникова М.Б., Плискова А Исследование жизненных перспектив у подростков с ЗПР //Первые шаги в науке и практике Сборник статей Выпск 3. В.Новгород, 2017