Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

И художник, и учитель

Анна Михайлова

В этом году доценту кафедры изобразительного искусства и методики преподавания ИНПО, председателю Новгородского отделения Союза художников России Б.М. Яманову присвоено почетное звание "Заслуженный художник РФ".


- Булат Мансурович, как Вы узнали о присуждении Вам звания?

- Так получилось, что позвонили из Москвы, потом из Комитета культуры, поздравляли из Администрации области. Но мне кажется, что все это с опережением, потому что пока самого вручения не было. Когда это произойдет - не знаю.

Я думаю, что это оценка не только моей деятельности, но всей команды и моей семьи. Я не только возглавляю отделение Союза художников, есть у меня еще и творчество, работа с областной Администрацией Новгорода, участие в выставках разного уровня: международных, всероссийских, региональных, у меня есть студия в ДК профсоюзов. Еще преподаю в ИНПО НовГУ.

- Как удается всё это совмещать?

- Наверное, поэтому у меня почти нет времени на общение с семьей и друзьями. Так сложилось, что есть ответственность, есть функции, и нужно их выполнять. Но я все равно не считаю себя функционером или чиновником. В первую очередь, я - художник, и должен воплощать свои идеи. В течение всего дня я выполняю свои обязанности, а когда закрывается областная Администрация, иду на работу в мастерскую.

- Как становятся художниками? Ими надо родиться? И это - призвание?

- У всех по-разному. Я окончил музыкальную школу по классу фортепияно. Но так случилось, что еще первоклашкой встретил в лесу человека с этюдником (тогда я еще не знал, что это такое), он стоял и писал с натуры пейзаж. Мы, дети, конечно, обступили его. Он настолько заворожил нас, что мы стояли долго, но потом все разошлись. Остался я один. Чувствовал запах краски, смотрел, как он выдавливает ее из тюбика на палитру, пишет. Мы с ним познакомились, он пригласил меня домой, угостил чаем и показал свои работы. С того времени я больше не оставлял живопись.

Я не знаю, что такое призвание. Я думаю, что есть просто огромное желание, что бы ни происходило (а происходило много и сложного). И это не бизнес. В наш век прагматизма это очень сложно, сегодня деньги - нечто "божественное", все думают об этом. А вот о внутренних качествах и отношениях можно говорить больше с людьми искусства, художниками театра, художниками-писателями, художниками в музыке. Потому что считается, что музыкант, глядя на произведение живописи, может что-то "воссоздать на слух". Точно так же, по впечатлениям от музыки художник может что-то создать на холсте.

- Но раньше "художник" - это была профессия, существовали гильдии художников...

- Да, гильдии существовали всегда. Они существуют и по сей день - это Союз художников. Когда мы начинаем рассуждать о культуре, мы говорим об изображении, архитектуре, музыке. Мы вспоминаем все этапы развития той или иной цивилизации, воспринимая как искусство то гончарные изделия, то наскальную живопись, то росписи на стенах. Это определяет уровень развития цивилизации.

- Порой противопоставляют мастерство и творчество. Художник - это все-таки ремесленник или творец?

- Вообще принято считать, что это ремесленник. Но, например, Олю Гулевич я назвал бы музыкантом, певцом, поэтом. Ее отличает искренность. Ей веришь. Хотя она реалистична, но ее восприятие мира таково.

Изначально, конечно, это мастерство, которого легкими путями не достичь. Нельзя взять кисть в руки и завтра стать великолепным и гениальным. Это работа, в первую очередь. И не просто окончание учебного заведения: художественная школа дает первоначальные навыки, далее - специализированное училище, где работают опытные педагоги, где перенимаешь опыт и знания. Потом вуз, академическая школа. Само развитие занимает порядка 16-20 лет обучения. Нельзя по диплому стать художником. А чтобы вступить в нашу организацию, нужно не только участвовать в наших выставках, но обязательно в международных, всероссийских с промежутком в 4-5 лет. Можно представить, сколько необходимо лет работы, чтобы подтвердить свои принадлежность и преданность этому делу! Проверяются не только работа, но и человек.

- Поскольку Вы преподаете в нашем университете, не могли бы рассказать, сложно ли найти талант и как это делается?

- Есть безусловные способности: восприятие цвета, например. Прослеживается развитие, это видно. Уровень его растет, он начинает самостоятельно мыслить. Идет подготовка к его дальнейшему профессиональному росту. Появляется вкус.

Вы знаете, зачастую приходит человек и говорит: "Я ничего не понимаю в искусстве". Я не верю, что человек ничего не понимает. Просто надо остановиться и посмотреть работу повнимательнее. Но и бывает так (был случай): "Самое главное, чтоб было гладко и блестело". Это восприятие интересующегося живописью. Я тогда сказал: "Знаете, я, конечно, так не пишу, но я Вам предлагаю приобрести полированную доску. Это будет гладко и блестеть".

Получается, что человек за суетой сегодняшней жизни, погоней за материальным не замечает окружающего его мира. Порой напряжение заставляет его это сделать, выехать на природу, например. Его организм этого требует. Но можно и прийти на выставку. И не важно: реалистическая это живопись или нет. Чем глубже, тем лучше. Почему и говорят, что художники уязвимы.

- Но вот "Возвращение блудного сына" - это и глубокое, и понятное полотно...

- Глубокое, да. Но это тот, давний период. Каждый период отмечен своим направлением в изобразительном искусстве. Как в науке когда-то было сделано открытие, так и здесь: писать, как Рембрандт, - это уже учебный процесс. Но стать Рембрандтом все равно не получится: мы знаем мастерство этого человека, и как ни уподобляйся, второго гения не случится. Да и смысла нет: Рембрандт - он один. Можно под Ван Гога, под Рембрандта, но нужно и свое слово сказать.

Если говорить о современном искусстве, то современны и реалисты. Нельзя сказать, что в Европе развиваются только формальные искусства: перфомансы, инсталляции. Есть много реализма. Но мода уходит, а классика остается. Так, Хворостовский или Башмет все равно собирают широкую аудиторию.

- На кафедре ИЗИ ведется подготовка учителей рисования. Как Вы считаете, что должен дать педагог студентам?

- Как ни банально звучит - знания. Но и помимо этого - научить выживать. Я не имею в виду только ведение бизнеса. У нас всегда присутствует творческая атмосфера, и мы должны учить студентов профессионализму. Я полагаю, что сегодня выживать будет только профессионал!