Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Древнейшее изображение - в Новгороде

Татьяна Васильева

Наконец-то в Новгородском кремле началась реставрация помещения, которое принято называть Грановитой палатой.


Оно интересно уже тем, что это самая старая гражданская постройка у нас в стране. В летописи упоминаются работы, связанные с возведением готического зала в 1433 году, а может быть, этот жилой комплекс существовал и раньше.

- Грановитая палата - один из серьёзных проектов, и очень хотелось бы, чтобы к 2009 году там можно было открыть новую экспозицию. Потому что спрос на неё будет очень большой. Готический зал - это место, где Иван III провозгласил Россию, где, собственно, начался новый этап истории нового российского государства, - рассказал на пресс-конференции директор Новгородского государственного музея-заповедника Н.Гринёв. - Киев теперь на Украине, историки, тщательно разобравшись в истории, сегодня всё чаще говорят: "Простите, что же получается? Если исходить из взглядов эпохи социализма, то наша родина вообще за границей. Что делать?".

За реставрацию Грановитой палаты взялась Центральная научная производственно-реставрационная мастерская (Москва). Этим специалистам посчастливилось сделать первые открытия. О них рассказал В.Д. Сарабьянов, ведущий специалист по реставрации монументальной живописи МНХРУ, он возглавляет бригаду реставраторов:

- Про существование древней живописи в палате было известно, частично она была раскрыта в разные времена, какие-то участки никогда не были записаны или закрыты побелкой. По летописным данным также известно, что объём здания был расписан сразу после строительства, в 1441 году. Насколько сохранилась та роспись, сказать сейчас трудно, скорее всего, многое погибло.

Сейчас наша работа сосредоточена в двух палатах, в большой, так называемой Крестовой, и второй, маленькой - так называемой келье архиепископа Иоанна. В келье Иоанна в нише под многочисленными записями сохранилась композиция "София Премудрость Божия". Если говорить об её иконографии - мы видим довольно распространённый сюжет Софии - Премудрости Божией: в центре сидит Христос, символически изображённый в виде крылатого огневидного Ангела, по сторонам от него - Иоанн Предтеча и Богоматерь.

Мнение всех специалистов склоняется к тому, что она относится к XV веку. И в таком случае - это самое древнее изображение этого сюжета, которое вообще существует в мире! Подобная композиция не была известна византийскому искусству, она появляется только в русском искусстве, и, по всей видимости, именно в Новгороде. И, вероятно, именно в это время, во времена архиепископа Евфимия. В дальнейшем образ Софии - Премудрости Божией именно в таком написании распространяется по всей Руси. В XVI-XVII веке это самая распространённая иконная композиция, встречается она и во фресках. Вторая композиция на этот же сюжет находится в Крестовой палате. Она, скорее всего, середины XVII века, и не исключено, что связана с деятельностью патриарха Никона в бытность его Новгородским владыкой.

А вот что думает Т.Ю. Царевская, ведущий научный сотрудник отдела хранения НГМЗ, смотритель Софийского собора, специалист по монументальной живописи:

- Напомню, что ни один древнерусский центр не сравнится с Новгородом по количеству сохранившейся древней монументальной живописи. У нас нигде нет больше памятников, где сохранились бы росписи начиная от XI века и буквально до конца периода древнерусского искусства (конец XVII - начало XVIII века). XV век в этом смысле нельзя назвать богатым, потому что фактически сохранилось два памятника - надвратная церковь Сергия Радонежского, которая датируется 1459-61 годами, и церковь Симеона Богоприимца в Зверином монастыре, которая датируется концом 60-х годов XV века. Что касается Грановитой палаты, мы знали о том, что там существовали росписи, фактически были открыты небольшие композиции Спаса, орнаментальная композиция. Были догадки, что есть София - Премудрость Божия, но композиция находилась под сильнейшими записями, закопчёностью и, кроме того, была задвинута мебелью хранилища.

Новые расчистки имеют огромное значение. Этот самобытный кусок, который открывается для нас, большая удача. Теперь стоит колоссальная задача, как это всё увязать с открывающимися архитектурными формами, той экспозицией, которая там будет располагаться, как сделать, чтобы всё это смотрелось органично, сохранилось по максимуму и влилось в наш огромный музей монументальной живописи, который существует в Новгороде. Надеюсь, что получится.