"Бизнес без науки загнется". Успешные выпускники НовГУ | ||
Эдуард Пройдаков
| ||
Интересный пример того, как небольшие региональные софтверные фирмы могут работать на рынке офшорного (заказного) программирования, демонстрирует Antares из Великого Новгорода. | ||
Мой собеседник - ее директор Дмитрий Цымбал, выпускник, теперь преподаватель НовГУ. - Мы сегодня стараемся уйти от обычной продажи труда программистов (body shopping) и сконцен-трироваться на разработке технологий, поскольку на продаже программистов нам ничего не добиться. Мы специализируемся на мобильных устройствах, работаем с их основными производителями. - Что за софт вы создаёте для карманных компьютеров? - В основном это интересные приложения, необходимые людям, ради которых они готовы купить это устройство. Например, различные диеты, планировщики событий. Мы вышли на рынок США с определённой стратегией, и она себя начала оправдывать. Мы делаем, например, софт для невест. Если девушка в США выходит замуж, то у неё масса дел, которые необходимо планировать (в США рынок свадебных услуг очень велик - там работают компании с миллиардным оборотом). Поэтому мы написали специальный софт, предложили его сервисной компании, которая была очень довольна, т.к. это даёт ей определенное конкурентное преимущество. Взамен мы получаем маркетинг и клиентскую базу. Производитель устройств тоже доволен - увеличивается рынок сбыта. Используя такой подход, мы уже выпустили два продукта и заключили контракт на третий. - He секрет, что существует административное давление на бизнес. Насколько тяжело работать софтверной компании в регионе? - Мы этого не ощущаем, возможно, потому, что работаем в тесной кооперации с университетом Великого Новгорода. Я сам преподаватель этого вуза. В городе около 220 тысяч человек, а в университете обучается около 20 тысяч студентов, на программистском потоке - около 90 человек. В основном они распределяются в организации города. Лучших мы стараемся оставлять себе. Новгородская область по инвестиционной привлекательности занимает одно из первых мест в России. Сейчас здесь открывается много западных предприятий и для ИТ-специалиста работу найти несложно. - Существует в Великом Новгороде проблема Интернета? - Уже нет. В любую квартиру можно провести выделенную линию 1 Мбит/с. В городе проложено ATM-кольцо. Среди студентов-программистов практически у всех уже есть выделенные линии. Наша компания платит за Интернет около $100 в месяц за 20 компьютеров. В городе для частных лиц цены ещё ниже. - Обычная проблема софтверной компании - языковой барьер. Как вы её решаете? - Когда компания была создана, опыта у нас не было и спросить было не у кого. Мы решили, что на первых порах не будем работать с заграницей, и нашими первыми клиентами были российские компьютерные компании и российские представительства западных компаний. Потом созрели, выучили языки и года два назад начали выходить на западных клиентов. - Как вы видите связь науки и бизнеса? - Наш бизнес без науки просто загнётся: без неё мы растеряем свои профессиональные качества, позволяющие нам конкурировать на рынке. - He знаю, как в Новгороде, но в Москве качество преподавания упало. - Согласен. Картина знакомая. Мне кажется, нужно менять сам процесс образования. Раньше преподаватель был носителем знания - студенты приходили и записывали за ним слово за словом. Потому что неоткуда было больше эту информацию получить. У людей не было компьютеров и они были вынуждены ходить в институтские ВЦ. Сейчас ситуация резко изменилась. Информацию можно найти. Компьютерные классы используются, когда студент пришел сдавать лабораторную работу, - компьютер у него есть либо дома, либо на работе. Поэтому нужно менять подход к преподаванию, важно, чтобы знания распространялись не только по вертикали - от преподавателя к студентам, но и по горизонтали - между студентами. Лекции должны быть двух видов. Первый - систематизация и концентрация знаний, необходимых для изучения какого-либо предмета, а второй - диалоги, стимулирующие думанье. Компьютерные классы нужно преобразовать в курируемые фирмами центры, где студенты могли бы общаться, где можно было бы направлять энергию студента в нужное русло, не ставя рамки. К сожалению, то, что стоит в компьютерных классах многих региональных вузов, даже компьютером назвать очень сложно. - Спасибо за беседу. |