Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

"Бизнес без науки загнется". Успешные выпускники НовГУ

Эдуард Пройдаков

Интересный пример того, как небольшие региональные софтверные фирмы могут работать на рынке офшорного (заказного) программирования, демонстрирует Antares из Великого Новгорода.


Мой собеседник - ее директор Дмитрий Цымбал, выпускник, теперь преподаватель НовГУ.

- Мы сегодня стараемся уйти от обычной продажи труда программистов (body shopping) и сконцен-трироваться на разработке технологий, поскольку на продаже программистов нам ничего не добиться. Мы специализируемся на мобильных устройствах, работаем с их основными производителями.

- Что за софт вы создаёте для карманных компьютеров?

- В основном это интересные приложения, необходимые людям, ради которых они готовы купить это устройство. Например, различные диеты, планировщики событий. Мы вышли на рынок США с определённой стратегией, и она себя начала оправдывать.

Мы делаем, например, софт для невест. Если девушка в США выходит замуж, то у неё масса дел, которые необходимо планировать (в США рынок свадебных услуг очень велик - там работают компании с миллиардным оборотом). Поэтому мы написали специальный софт, предложили его сервисной компании, которая была очень довольна, т.к. это даёт ей определенное конкурентное преимущество. Взамен мы получаем маркетинг и клиентскую базу.

Производитель устройств тоже доволен - увеличивается рынок сбыта. Используя такой подход, мы уже выпустили два продукта и заключили контракт на третий.

- He секрет, что существует административное давление на бизнес. Насколько тяжело работать софтверной компании в регионе?

- Мы этого не ощущаем, возможно, потому, что работаем в тесной кооперации с университетом Великого Новгорода. Я сам преподаватель этого вуза. В городе около 220 тысяч человек, а в университете обучается около 20 тысяч студентов, на программистском потоке - около 90 человек. В основном они распределяются в организации города. Лучших мы стараемся оставлять себе. Новгородская область по инвестиционной привлекательности занимает одно из первых мест в России. Сейчас здесь открывается много западных предприятий и для ИТ-специалиста работу найти несложно.

- Существует в Великом Новгороде проблема Интернета?

- Уже нет. В любую квартиру можно провести выделенную линию 1 Мбит/с. В городе проложено ATM-кольцо. Среди студентов-программистов практически у всех уже есть выделенные линии. Наша компания платит за Интернет около $100 в месяц за 20 компьютеров. В городе для частных лиц цены ещё ниже.

- Обычная проблема софтверной компании - языковой барьер. Как вы её решаете?

- Когда компания была создана, опыта у нас не было и спросить было не у кого. Мы решили, что на первых порах не будем работать с заграницей, и нашими первыми клиентами были российские компьютерные компании и российские представительства западных компаний. Потом созрели, выучили языки и года два назад начали выходить на западных клиентов.

- Как вы видите связь науки и бизнеса?

- Наш бизнес без науки просто загнётся: без неё мы растеряем свои профессиональные качества, позволяющие нам конкурировать на рынке.

- He знаю, как в Новгороде, но в Москве качество преподавания упало.

- Согласен. Картина знакомая. Мне кажется, нужно менять сам процесс образования. Раньше преподаватель был носителем знания - студенты приходили и записывали за ним слово за словом. Потому что неоткуда было больше эту информацию получить. У людей не было компьютеров и они были вынуждены ходить в институтские ВЦ.

Сейчас ситуация резко изменилась. Информацию можно найти. Компьютерные классы используются, когда студент пришел сдавать лабораторную работу, - компьютер у него есть либо дома, либо на работе.

Поэтому нужно менять подход к преподаванию, важно, чтобы знания распространялись не только по вертикали - от преподавателя к студентам, но и по горизонтали - между студентами. Лекции должны быть двух видов. Первый - систематизация и концентрация знаний, необходимых для изучения какого-либо предмета, а второй - диалоги, стимулирующие думанье.

Компьютерные классы нужно преобразовать в курируемые фирмами центры, где студенты могли бы общаться, где можно было бы направлять энергию студента в нужное русло, не ставя рамки. К сожалению, то, что стоит в компьютерных классах многих региональных вузов, даже компьютером назвать очень сложно.

- Спасибо за беседу.