Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Необычная "беседка"

Наталия Петрова

Прав был тот, кто когда-то назвал каждый Божий храм светлым пятном на земле.


Наш Великий Новгород по праву является городом церквей. Именно они во многом составляют его достояние как замечательного памятника великого прошлого нашей земли.

Особо замечательно в этом плане Ярославово Дворище. Одна из находящихся там церквей - церковь Жён-мироносиц. Она построена в 1510 году, в её складах в 19 веке хранилась часть казны Ивана Грозного. И я никогда не пойму тех, кто позволил себе исписать бранными словами, будто уличную беседку, эту церковь, которая охраняется как всенародное достояние.

Крыльцо церкви Жён-мироносиц стало местом "посиделок", своеобразной беседкой. Здесь - пробки от пивных бутылок, окурки, семечки, смятые пачки из-под сухариков: Центральная надпись, прямо посреди двери, крупно, красным маркером - слово-ветеран из трёх букв. На двери не осталось живого места! Коллективное творчество - именно так можно назвать это собрание разного рода надписей, которыми буквально усеяны крыльцо и вся дверь.

Здесь - короткие записи, сделанные наскоро, и целые послания, глубоко выскобленные, крестики-нолики, зайчики-собачки, а также пометки типа "Здесь была я". Исписано всё, что можно. Красным маркером, чёрным фломастером, простым карандашом:В общем, традиционный "репертуар"

Городские стены всё стерпят. Но это же дверь ЦЕРКВИ, и как понять тех , кто может позволить себе такое?

Я не могу назвать это вандализмом - слишком грубо. Может это простое неуважение, голос безнравственности, равнодушия.

Много вопросов стоит перед сегодняшним поколением. Один из лавных - верить или не верить. И можно ли вообще чему-то верить в этом грубом и безответственном мире? Среди нас есть скептики и оптимисты, верующие и нет, есть те, для кого дорого достояние, переданное прошедшими веками, и те, кто не придаёт значения прошлому. Я не буду отягощать кого-либо своим мнением. Просто приведем слова отца Олега, которые он произнёс в конце Божественной литургии в Борисоглебской церкви: "Страны мира издавна имеют свои определения, кои закрепились за ними. Франция - прекраснейшая, Англия - старая, Германия - учёнейшая. А Русь издревле выбрала себе определение - святая. Святая Русь гордилась, в первую очередь, своей святостью. Все правители и святые-страстотерпцы почитались Отцами родной земли. Русь приняла в далёком прошлом эту миссию святости. И нам суждено её нести. Доколе не вернёмся к этому нашему состоянию, будем блуждать как овцы без пастыря, не найдя ни утешения, ни приюта".

Эти слова, быть может, не скажут кому-то ровным счётом ничего. Может быть кто-то легко может прожить в этом мире, так и не задав себе вопрос: "Кто мы?".

Наше время трудное, время всё большего распространения лжеучёности, отречения и "исполинского образа скуки". И судить о нём можно по-разному. Но всегда стоит помнить, что прошлое - это не застывший ком из лиц и событий, это не только поседевшие фигуры на памятнике Тысячелетию России.

Прошлое нужно нам для будущего, как память здравому человеку, любому живущему и чувствующему на Земле.

То, что сделано с крыльцом церкви Жён-мироносиц, повторю, я не называю вандализмом. Это - слепое неуважение. А оно сродни отречению.