Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

...прежде, чем я усну

Михаил Бударагин

Whose woods there are I think I know His house in the village though He will not see me stopping here To watch his wood fill up with snow.


Pоберт Фрост считается в Америке первым (по значению, а не по хронологии) поэтом XX века. Его слава сопоставима только со славой Уолта Уитмена. Иностранного читателя неизменно озадачивает этот факт: американская поэзия прошлого века богата звездами первой величины Эзра Паунд, Уистан Хью Оден, Томас Элиот, Харт Крейн. Но только Фрост стал общенациональным поэтом.

В СССР Фроста издавали несколько раз, но цензура, создав из поэта сочувствующего , убила читательский интерес на корню. В стихотворениях искали подтекст, борьбу с социальной несправедливостью, голос демократии etc. Но искали не то и не там. В официозе государства даже протест становился официозным. Поэтому декабристские воззвания так похожи на указы царя, а статьи диссидентов на резолюции ЦК.

Роберт Фрост человек иной культуры и иного мировоззрения. Приехав в СССР в 1962 году, он выступил с речью, в которой были и такие слова: Ваша эмблема серп и молот, моя коса и топор. Мои любимые занятия: косить, рубить дрова и писать пером <+>. Поэзия это мечта, создающая великое будущее . После подобных высказываний путь к предвзятым читательским сердцам был для Фроста закрыт, казалось бы, навсегда. И новое издание избранных стихотворений Фроста Неизбранная дорога , представляется намного ценнее, потому что теперь можно приглядеться к его поэзии куда внимательней.

Если взглянуть на стихи Фроста без предвзятости, то становится понятной его признание в Америке, которая не так уж пуста и бездуховна, как нам бы того хотелось. Жизнь Фроста скупа на внешние события: школа, колледж, преподавание в сельской школе, работа на ферме, девять сборников стихотворений. Поэт не был пьяницей или наркоманом, не участвовал в мировых войнах, жил в одиночестве, которое считал главным подарком судьбы. Но вместе с тем его внутренняя жизнь была богата драматическими событиями: первая женитьба, смерть первенца, а затем и жены, любовь к своей помощнице, которая отказалась разойтись с мужем ради брака с Фростом, но осталась верным другом поэта.

После выхода первой книги стихов Прощание стихов Фрост был признан и в Старом и в Новом Свете. В Англии его считали последним романтиком, в Америке реалистом, хранившим верность традициям. Оба эти определения правдивы только отчасти. Если поставить рядом два самых знаменитых ранних стихотворения, то станет понятно, что романтизм или реализм не могут исчерпать всего Фроста.

В лесах скитался я, и песнь мою
Подхватывал и прятал листопад,
И ты пришла (так сны мои гласят)
И встала там, у леса на краю,
Но не пришла туда, где я стою,
Хоть не решалась повернуть назад.
( Страдание во сне )


Ее, наверное, слыхал любой
В лесу, примолкшем к середине лета;
Она поет о том, что песня спета,
Что лето по сравнению с весной
Куда скучней, что листья постарели,
Что прежних красок на лужайках нет+
( Желтоголовая славка )

Но более известны не рифмованные, а белые стихотворения Фроста. Именно они включены во все школьные антологии. Основная черта этих стихов пронизывающая их насквозь диалогичность. Для Фроста не существует первых или последних истин. В мире его стихотворений все истинное может оказаться ложным, а ложно истинное. Мысль изреченная уже не ложь, но ёще не правда. Состояние этой двусмысленности прекрасно описано в Процессе Франца Кафки.

Встреча жизни и смерти в диалогичном и незавершенном мире Фроста происходит на романтическом фоне кладбища, но ни жизнь, ни смерть не осмысляются трагически. Тон поэта сух и спокоен:
Тропинки заросли травой.
К могильным плитам иногда
Случайно забредет живой, -
Но мертвым нет пути сюда.
( На заброшенном кладбище )

Самое знаменитое стихотворение Фроста В лесу снежным вечером , выделенное в сборнике в особый раздел Антология отдельного стихотворения , заканчивается двумя одинаковыми строчками:
Пройти долгие мили, прежде, чем я усну,
Пройти долгие мили, прежде, чем я усну.

Первая строка по своему содержанию конкретна, вторая метафорична. Первая говорит о жизни, вторая о смерти. Сложение двух стихов дает в данном случае не двусмыслицу, а тонкую грань между сном при жизни и сном, который есть смерть.

Между двумя этими снами и выбирает Фрост. Этот выбор его поэзия.