Универ-СВ

Главная
Свежий номер
Архив
Состав редакции

Афиша ради афиши, или лекарство Лотрека

Замечательный подарок сделал отдел западноевропейской графики Эрмитажа новгородцам накануне международного дня музеев. 17 мая в музее изобразительных искусств открылась новая выставка "Анри де Тулуз-Лотрек. Литографии из собрания государственного Эрмитажа". Эти работы не часто покидают родные стены. Одна из причин заключается в том, что графика - это один из самых трудноэкспортируемых материалов (при ее хранении должна соблюдаться определенная температура, влажность, световые потоки). Поэтому, очень важно, что новгородцы смогут увидеть пусть и небольшую, но ценную коллекцию работ французского художника.


Анри де Тулуз-Лотрек (1864 - 1901) принадлежал к блестящей плеяде художников постимпрессионистов, определивших судьбы европейского искусства XX века.

Анри родился в семье графа Альфонса де Тулуз-Лотрека и графини Адели де Тулуз-Лотрек-Монфа в старинном замке Альби. Из-за слабого здоровья ему пришлось получить домашнее образование под руководством матери, женщины в высшей степени образованной. С детских лет (сказалась тяга всех поколений Тулуз-Лотреков к искусству) он много рисовал, проявляя при этом большую наблюдательность.

А. де Тулуз-Лотрек.
А. де Тулуз-Лотрек. "Женщина, расчесывающая волосы."

В подростковом возрасте он одну за другой ломает ноги и: в пятнадцать лет перестает расти, при этом, очень меняясь внешне: губы стали большими и выпятились, голова на туловище казалась огромной. Он с трудом ходил, переваливаясь с ноги на ногу и опираясь на палку. Тулуз-Лотрек стал калекой. Но это не озлобляет его и не повергает в отчаяние. Он ищет свое предназначение в жизни.

С 1885 года Лотрек живет на Монмартре. У него появляется мастерская на улице Турлак. Вокруг со временем складывается мир друзей и знакомых. Здесь он, завсегдатай ночных баров, был своим, и его уродливая внешность не привлекала любопытных взглядов. Художник много рисует прямо в танцевальных залах, кафе, театрах. В мгновенных и виртуозных зарисовках набрасываются персонажи его будущих произведений. Преобладающий мотив в произведениях Лотрека - это человек и мир его окружающий, неразделимость человека со средой его обитания. Круг его героев широк: от аристократов, творческой интеллигенции до проституток.

Жизнь его проходила в работе и чрезмерных развлечениях, которыми он стремился заглушить свое отчаяние, порождаемое физическим уродством. Он вел нездоровый образ жизни, много пил, чем окончательно подорвал свое здоровье. Когда Лотрек умер, ему не было и тридцати семи лет. Похоронен он на кладбище в Верделе.

В июле 1922 года в городе Альби открыта галерея Анри де Тулуз-Лотрека. Его работы стремительно обрели популярность, превратившись в одну из самых устойчивых величин художественного рынка. Собирать оригиналы Лотрека стало модно и очень дорого. В Петербурге существовала лишь печатная графика Лотрека, разбросанная в небольших частных собраниях Бенуа, Рыбакова, Митрохина, Гольдберга и других. Постепенно различными путями все вещи французского мастера перекочевали в Эрмитаж. Образовалась коллекция гравюр Лотрека, которую никто специально не собирал. В музее представлены лучшие литографии художника, в основном в оттисках превосходного состояния, на примере которых есть возможность наблюдать различные периоды и аспекты творчества. Часть этой коллекции: тридцать восемь литографий Тулуз-Лотрека, а также две работы его современников (Шарля Морэна и Анри Габриэль Ибель) представлены на выставке в новгородском музее изобразительных искусств.

Начало систематической работы Лотрека в литографии связано с созданием плакатов-афиш для звезд парижских кабаре. Серия "Кафе-концерт" - собрание разных по манере листов, но образующих единое целое в совокупности. Одиннадцать работ художника представляют весь увеселительный Париж в миниатюре: танцоры и танцовщицы, певицы и шансонье, хозяин кабаре, зрительница и т.д. Причем, фигуры изображены либо слишком сентиментально, либо слишком вульгарно - Лотрек избегал середины. Кроме того, изображение актеров - это не столько портреты, сколько образы самой актерской игры, образы сценической индивидуальности. Например, самые популярные литографии при жизни мастера (тираж 1200 экземпляров) - портреты артистки варьете Марсель Лендер. На одной из них, где она изображена, танцующей болеро, лицо ее гротескно искажено, но Лотреком передано само исступление танца.

Афиша - произведение функциональное; так как ее цель - привлечь внимание зрителя к рекламируемому событию или персонажу. Но для Лотрека плакат, в первую очередь, - новый вид творчества, позволяющий решать неразрешимые в других видах искусства задачи. Афиши Лотрека взывают к зрителю, мгновенно приковывая взгляд. Мастер забывал о функциональных задачах его афиш. Например, одна из самых известных его работ "Японский диван", создана для рекламы кабаре на улице Мартир, но акцентирует внимание не на интерьере, сцене, актерах, а на фигурах зрителей. Можно сказать, что это плакат ради самого плаката. Этот "плакатный" стиль принес Лотреку известность, но в середине 90-х годов он разработал совершенно иную манеру, которая демонстрировала сам процесс рисования. Таковы несколько листов из серии "Они", посвященные жизни обитательниц публичного дома. Тема эта не новая, но Лотрек подошел к ней совершенно по-иному. Его отношение к моделям лишено и осуждения, и любования. В отличии от серии "Кафе-концерт" индивидуальность изображенных не слишком интересует мастера. Он создает целостный образ быта, обычной жизни. Женские образы серии отличает от образов женщин актрис полное отсутствие искажения черт лица. Очень часто говорят о том, что Лотрек всех женщин намеренно делает уродливыми, но эта мысль верна лишь на половину. Например, на его поздней литографии "В пивной "Аннетон" (место, где собирались парижские лесбиянки) сочетается некрасивость лица и мягкость, изящность самой литографской манеры. Здесь неожиданно хрупкой оказалась граница между прекрасным и безобразным.

Не увидеть работы Анри де Тулуз-Лотрека, которые специально привезли в Новгород (даже у петербуржцев нет возможности постоянно наблюдать их в залах Эрмитажа) было бы просто стыдно. Но у вас есть время - выставка будет работать до 15 июля.