Новости

10.05.2011  Внедрение методологии Тюнинг в российскую систему высшего образования



Новгородская делегация в составе Натальи Ильяшенко, менеджера проекта в НовГУ, начальника Информационно-аналитического отдела  Управления международных связей, Светланы Горычевой, координатора лидирующего направления «Психолого-педагогическое образование», заведующей кафедрой педагогики, Елены Жуковой, декана факультета лингвистики и межкультурной коммуникации, Татьяны Кудряшовой, зам. директора института экономики и управления, Владимира Литвинова, заместителя директора Института сельского хозяйства и природных ресурсов, Сергея Елкина, доцента кафедры педагогики и Евгения Морозова, директора Центра дистанционного обучения, приняла участие в семинаре по проекту программы TEMPUS-IV  «TUNING RUSSIA», проходившем 25-30 апреля в Ростове-на-Дону.



В семинаре приняли участие представители четырнадцати российских университетов- участников проекта и европейские эксперты по реформе высшего образова­ния.



С приветственным словом перед участниками семинара выступили ректор Донского государственного технического университета Бесарион Месхи и координатор проекта, проректор по международной деятельности Университета Деусто, профессор Джулия Гонзалес  (Бильбао, Испания), которая отметила, что разработка сопоставимых программ высшего образования – одна из самых важных и сложных задач, стоящих перед участниками проекта. Ее решение требует существенного пересмотра методики проектирования и реализации программ.



В рабочих группах прошло представление, обсуждение и предварительное утверждение общих и предметных компетенций по девяти предметным областям*, реализуемых в Европейском Союзе и Российской Федерации – экономика и менеджмент, экология, информационно-коммуникационные технологии, лингвистика, туризм, социальная работа, юриспруденция, образование и технические науки.



Участники семинара приняли участие в  тренинге «Европейский опыт проведения опроса по общим и предметным компетенциям», который является очень актуальным в свете предстоящей реализации следующего этапа проекта - проведения опроса заинтересованных сторон – студентов, выпускников и преподавателей вузов, а также работодателей – по общим и предметным компетенциям.

Также на семинаре был представлен веб-сайт проекта «Тюнинг в России».
_________

* Основное положение, приня­тое проектом, заключается в том, что настройка образовательных программ производится на основе компетентностного подхода. Этот подход предполагает рассмотре­ние отдельных курсов, программ и циклов (уровней) обучения через два понятия: компетенции и результаты обучения.

Результаты обучения представ­ляют собой описание того, что, как ожидается, должен знать, понимать и быть способным демонстрировать обучаемый после завершения обуче­ния (завершения модуля, курса, программы). Результаты обучения конкретизируют требования для присвоения кредита. Под креди­том понимается условная оценка рабочей нагрузки, необходимая для освоения элемента программы обучения, начисляемая в случае его успешного происхождения.

В соответствии с принятым в рамках проекта определением, компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компе­тенции будут формироваться в рамках различных курсов и оцени­ваться на каждой стадии обучения.

Как общие, так и предметные компетенции рассматриваются для двух циклов - бакалавриата и магистратуры. Для распределения уровней компетенций по циклам используются разные подходы, формы и методы, для которых проект оставляет полную свободу. Принципиально важным на этом этапе является достижение общего понимания возможности получения сопоставимых результатов обучения в конце каждого цикла при разных «внутренних траекториях обучения», продиктованных различными струк­турами программ.

По итогам реализации проекта планируется открытие в РФ четырнадцати Тюнинг центров на базе университетов-участников проек­та, создание информационно-методической базы и экспертной сети для дальнейшего продвижения компетентностно-ориентированных методик в систему высшего профес­сионального образования России, внедрение образовательных программ, разработанных на основе компетентностного подхода.

Новости МД Tuning Russia