Новости

10.04.2019  Дни науки 2019 - текст и младший школьник

10 апреля на кафедре провела работу секция "Взаимодействие младшего школьника с текстом", руководитель - доцент Е.О. Орлова. Современный школьник существует и развивается в мире текстов разных не только по содержанию, но и по способу кодирования и подачи информации, поэтому столь важно будущим педагогам уже сейчас учиться быть проводниками учеников в текстовом пространстве. Участники секции раскрывали различные аспекты темы.

Шустрова Марина (гр. 4251) рассказала о том, как метод перекодирования может способствовать знакомству с творчеством современной поэтессы Анастасии Орловой. Метафора - превращение одного предмета в другой и перекодирование образа из вербального в визуальный тоже можно понимать как своего рода превращение.

.

Добрякова Мария (гр.5252) представила результаты диагностического исследования представлений учеников начальной школы о неологизмах, в частности об окказионализмах на примере творчества Юрия Коваля. Сегодня, когда словари приводят примеры новых слов именно как заимствованных из чужих языков, обращение к творчеству писателя, способного придумывать новые русские слова, возможно, может помочь школьникам встать на путь активного словотворчества. Такие слова, как "листобой", "снежура", "ининка" способны украсить нашу речь.

Произведения изобразительного искусства выступают в качестве текстов, чьё прочтение требует овладения языком ИЗО, например, знанием жанров. Шеф Анастасия (гр. 4251) познакомила аудиторию с идеями изучения с младшими школьниками анималистического жанра. Аксиологические начала опеделяют содержание проекта "В мастерской художника-анималиста": важно не просто раскрыть жанровые характеристики, но понять какие ценностные основания определяют творчество В. Ватагина, Е. Чарушина, Н. Пиросмани и других их собратьев по жанру.

Анастасия Обарухина предложила рсссмотреть вопрос об литературном герое и младшем школьнике. Для большинства словосочетание "литературный герой" прежде всего обозначает персонаж литературного произведения. Однако существует и другое понимание - литературный герой как образец для подражания, персонаж, с которым читатель хотел бы дружить. Наличие литературного героя - признак читательской самостоятельности. Студентка поделилась результатами исследования представлений учеников начальной школы по обозначенной теме, большинство из них понимают литературного героя как персонажа, что демонстрирует необходимость разработки специального проекта для внеурочной деятельности педагога.

Взаимодействию с особым текстом посвятила своё выступление Кудрявцева Маргарита (гр.4251) - кинотекстам режиссёра Алексанра Роу. Его экранизации русских народных сказок не утратили актуальности. Однако можем ли мы сказать, что в полноте воспринимаем фильмы "Морозко" и "Василис-краса, длинная коса"? Все ли выразительные возможности киноискусства воспринимаются зрителями, в том числе и младшими школьниками? Студентка поделилась опытом разработки проекта для начальной школы,в ходе которого ученики будут не только осваивать язык кино, но и знакомиться с авторской позицией режиссёра.

Руководитель секции - доцент Е.О. Орлова изложила своё понимание того, как можно узучать с младшими школьниками рассказ К.Паустовского "Резиновая лодка". В основу следует положить анализ композиции рассказа, разделив его на несколько частей, что будет раскрывать развитие отношений главных героев: 1 часть - Люди и лодка, 2 часть - Мурзик и лодка, 3 часть - Люди и Мурзик. Анализ текста позволит показать как смещается ценностный акцент писателя с предмета (лодки) на живое существо (собачку Мурзика). 

Выступления участников сопровождались обсуждением представленных материалов исследований и нередко вызывали дискуссию.

Кафедра педагогики и методики начального образования