Новости

27.10.2011  Учение или мучения? (газета «Новгород» 27.10.2011).

 «Не хочу учиться, а хочу жениться» (ну, или выйти замуж) – фраза старая и обшарпанная, с огромной «бородой», но все равно не потерявшая актуальность, а во многом и получившая новые оттенки, краски.

Учиться в тягость многим, если не каждому. Однако, если лишний штамп в паспорте ставить пока не хочется, вариантов нет – приходится грызть ученый гранит, стараясь не поломать все зубы.

Отдельной строкой здесь располагается учеба в университете. Ни системы заданий на дом, которые так «любят» дети всех возрастов, ни довлеющих сверху грозных взглядов учителей, директоров, завучей и даже родителей – ничего подобного тут нет.

Каждый из пришедших сюда (за знаниями или по-молодежному «так просто») отправляется в отдельное плавание, где в одном лице приходится играть роль и сурового капитана, и любопытного юнги. Все, как говорится, в твоих руках и лишь от тебя зависит – достигнет ли твой корабль конечной точки или разобьется о «рифы сессий и долгов».

Немаловажную роль здесь играет один существенный нюанс – учится человек на «бюджете» или является «платником». Главная разница для многих видится в материальном аспекте. Действительно, учишься ты бесплатно или же каждый месяц отстегиваешь из своего (чаще родительского) кошелька «N-ую» сумму за обучение – две разные вещи. Но различия между двумя университетскими условными коалициями имеют под собой куда более глубокую почву. Дело в самом подходе к процессу обучения.

Многие скажут: «бюджетники» учатся более усердно и внимательно, нежели те же «договорники». И будут во многом правы – если последние ориентируются разве что на грозную сессию, вселяющую ужас 2 раза за курс во всех без исключения студентов, то первым приходится страшиться и дополнительного рейтинга 9-й недели, и работ на семинарах, и даже банальной посещаемости лекций. В противном случае можно потерять не только уважение к себе, но и «денежную похвалу», которая выражается в ежемесячной стипендии. Как видите, расхождения колоссальные.

И ведь можно было бы подвести жирную черту на этом, если бы не тонкие различия и нестыковки. Во-первых, по сравнению с началом нулевых можно проследить тенденцию к увеличению числа «платников», количество которых лет 10 назад в том же гуманитарном институте НовГУ было несоизмеримо меньше в сравнении с «бюджетниками».

По словам заместителя начальника управления студенческого состава Ивана Коваленко, еще несколько лет назад «договорников» было около 30% от общего числа. Сейчас же соотношение колеблется 55% на 45% с преимуществом пока еще «бюджетников», но за пару лет эта цифра  сильно не изменилась, поэтому о резкой тенденции на данный момент говорить нельзя. И все же факт остается фактом.

Почему же для «трудоголиков-бюджетников» мест где-то меньше, а «платников», которые, на первый взгляд, учатся спустя рукава, наоборот, больше. Но этот вопрос, как говорится, не к нам. Все решают сверху, ведь какие-то специальности становятся менее востребованными, других, напротив, пруд пруди, из этого и складывается общая картина.

Другая тонкость не в цифрах и фактах, а непосредственно в самом человеке. Как показывает практика, далеко не все «бесплатники» такие трудяги, а «платники» – беспросветные лодыри. Иногда все с точностью до наоборот. В данном случае интересную мысль, основанную, видимо, на собственном опыте, высказали несколько студентов юрфака  НовГУ. По их словам, яркой разницы в отношении к учебе нет. Так, есть люди, которые учатся бесплатно и откровенно «отбывают номер». В то время как большинство «платников» относятся к занятиям более чем серьезно, ибо понимают, что это шанс выбиться в люди, чего-то достичь. Да и многие просто-напросто ценят то, что родители помогают им получить хорошее образование, а значит, не могут преспокойно «плевать в потолок».

Так что, нельзя чесать всех под одну гребенку. Каждый из нас абсолютно индивидуален, а значит, и на такие существенные вещи, как жизнь, любовь, правда, обязанность, ответственность, отношение к делу, смотрит по-разному. И не важно – по какую ты сторону студенческих «баррикад», актуальна ли твоя специальность или нет. Главное – должным образом относиться к учебе. Ведь сейчас так много просто окончивших институт и так мало настоящих специалистов...

Иван ВАСИЛЕНКО  

Пресса о нас