Новости

25.03.2019  В НовГУ состоялась публичная лекция о свободных стихиях в искусстве и архитектуре

Ее на минувшей неделе прочитали студентам НовГУ архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв. Они представили слушателям свои проекты.

«Не рассматривайте наше выступление как лекцию, а рассматривайте как некий обмен опытом», — сказал будущим архитекторам и дизайнерам Александр Пономарёв в начале встречи. Так, студентам был показан проект музея, отражающий разные состояния воды. На эту работу художника вдохновила съёмка миражей во время экспедиции в Антарктиду.

— Есть такое явление, которое называется рефракция. Как возникают миражи? За счёт того, что в полярных зонах, в пустынях слои воздуха нагреваются по-разному, возникает разная плотность в атмосфере, — объяснил Александр Пономарёв. — В Антарктиде вдруг на горизонте возникают какие-то строения из айсбергов, которые всё время меняют форму. Я просто обалдел, возвратился из экспедиции и Алексею говорю: «Классная идея — сделать проект, который называется „Архитектура миражей“». Пафос этой архитектуры заключается в том, что форма музеев всё время меняется. Эти музеи должны в летнее время двигаться в Антарктиду, в полярные зоны, и разные путешественники будут ходить и смотреть искусство.

Авторы решили передать этот эффект миражей, спроектировав три зала, которые могут гидравлическим способом подниматься и опускаться, и в положении над водой генерируют пар, воду или лёд, то есть фасады отражают разное состояние воды.

Ещё один придуманный архитекторами музей работает по принципу поплавка. Это транспортируемая баржа, которая может находиться как в горизонтальном положении, так и в вертикальном. Когда он становится вертикально, там переворачивается всё, вплоть до сантехнических приборов, сообщил Алексей Козырь. По словам Александра Пономарёва, в архитектуру просачиваются новые тенденции: сейчас художники привносят другое качество образа.

На вопрос слушателей, насколько сейчас изменились заказчики проектов и что они ждут от архитекторов, Алексей Козырь ответил, что будущим специалистам будет всё сложнее работать.

— Мы были, в принципе, на одной волне. Люди были наших лет, только с другой историей: то есть я - архитектор, а он - банкир. Но мы примерно одного поколения, мы одни и те же фильмы смотрели, одну и ту же музыку слушали, вкусы совпадали. Но при этом ничего не было, какие-то вещи приходилось придумывать, изобретать, не было какого-то эталона. Сейчас появился рынок, обилие всего, — прокомментировал архитектор. — Сейчас поменялся заказчик. Момент авантюрности ушёл. Если брать какую-то коммерческую историю, она стала предсказуема.

Архитекторам нужно учиться по-другому работать с заказчиками, потому что на данный момент, считают эксперты, профессия «прижата» строительным комплексом.

Служба новостей Новгородского университета