Новости

15.12.2017  Научный доклад студенток группы 5252 принят оргкомитетом для участия в X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум - 2018»

В течение 2016-17 учебного года студентки группы 5252 Ворошилова Светлана, Добрякова Мария и Зорина Наталья проводили исследование морфологии и особенностей органогенеза растений Tinctura Capsici в учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной биологии НовГУ. Тема достаточно актуальна, поскольку объект исследования является растением лекарственным, а также широко используется в пищевой промышленности. Но самое главное в этом процессе – освоение методов научных исследований, чтобы затем применить их в практической работе с младшими школьниками.

Для закладки опытов подготовили питательный субстрат из торфа и почвы. Семена получили непосредственно из плодов Tinctura Capsici (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Подготовкой семян к посеву занимается Наташа Зорина.

 

Для опыта использовали классические сосуды, которые состоят из двух частей – корпуса и поддона. После появления всходов (рис. 2) проводили замеры высоты растений и параметров морфологии листа.

 

 

 

Рис. 2. Дружные всходы.

 

Пикировку проводили в такие же сосуды (рис. 3 и 4). Этот агротехнический прием позволяет показать детям особенности строения корневой системы.

 

 

 

Рис. 3. Пикировка растений. Проводит Наташа Зорина (слева) и Светлана Ворошилова.

 

 

 

 

Рис. 4. Обнажение корневой системы растений во время пикировки.

 

В опыте было 2 варианта – контроль (полив водопроводной водой) и опыт – добавление в воду биопрепарата «Байкал» (рис. 5).

 

 

 

 

Рис. 5. Поливает растения Наталья Зорина.

 

Опыты проводили в зимний период, поэтому особое внимание уделяли контролю за температурой воздуха. При резких понижениях температуры наружного воздуха (до -20ºС и ниже) сосуды с растениями убирали с подоконника (рис. 6) для защиты от повреждения морозом.

 

 

 

 

 

Рис. 6. Чередование контрольных и опытных образцов во время вегетации.

 

Интенсивность освещенности определяли при помощи люксметра на протяжении всего опыта. Периодически проводили замер освещенности в течение всего светового дня – от восхода до заката солнца.

Для наблюдения за процессом органогенеза вегетативных органов в контрольных точках побега размещали маркеры (рис. 7).

 

 

 

 

Рис. 7. За маркировкой листьев и замером морфологических параметров метамеров Светлана Ворошилова (слева) и Мария Добрякова.

 

При появлении плодов (рис. 8) замеряли параметры морфологии для изучения динамики органогенеза генеративных органов.

 

 

 

 

Рис. 8. Цветение растений и первые плоды.

 

Для определения интенсивности транспирации использовали торсионные весы (рис. 9).

 

 

 

 

Рис. 9. Определение интенсивности транспирации. Выполняют Наташа Зорина (фиксирует изменения показателя массы) и Светлана Ворошилова (записывает результаты замера).

В процессе работы студентки освоили методику проведения опытов с растениями, а также убедились в возможности постановки простейших опытов с природными объектами в условиях классной комнаты, что очень важно для использования в обучении и воспитании младших школьников.

Кафедра педагогики и методики начального образования