Новости

14.01.2013  В начале было слово (газета «Новгородские ведомости» от 21.12.2012)

 

Подготовка кадров для села по-прежнему остаётся одной из главных задач в АПК

На базе Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ прошло совещание руководителей хозяйств, сельхозорганов, работодателей, представителей образовательных учреждений Новгородского, Батецкого, Чудовского и Маловишерского районов.

Этим мероприятием завершалось проведение кустовых совещаний, которые уже состоялись в Старой Руссе, Боровичах, и в них участвовали представители близлежащих районов. Совещания были посвящены не только анализу одной из самых актуальных проблем в АПК — обеспеченности кадрами, но и выработке мер по привлечению в аграрные учебные заведения выпускников школ.

Ищущий да обрящет
О важности решения этих задач говорят цифры: сегодня на селе не хватает 94 специалистов сельского хозяйства. Особенно плохо с обеспеченностью агрономами, их нужно 40. К этому следует добавить, что 7% руководителей — это практики. По каждому району назывались цифры, пересказывать, где и сколько специалистов по каким направлениям не хватает, не станем. Этим сегодня никого не удивишь. Но хотелось выяснить, а что же делается для того, чтобы не было кадрового голода?

— Наш район сегодня полностью обеспечен специалистами, — бойко доложила Светлана ТАРАКАНОВА, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Маловишерского района. — Правда, сельхозпредприятий у нас немного... Но мы сейчас работаем на перспективу, думаем о том, что немало специалистов нам потребуется через пару лет.

Связано это в первую очередь с реализацией в Маловишерском районе значимого не только для района, но и области инвестиционного проекта по выращиванию шампиньонов. Агрономы, инженеры-механики, технологи по переработке потребуются не только в основные цеха, но и на выращивании клубники, которым здесь тоже займутся. Кроме того, будет налажена переработка урожая.

Это не единственное сельхозпредприятие, которое сможет оживить экономику района. Наконец-то решился вопрос с печально известной «Вишеркой». Сюда пришел солидный инвестор, в его планах — построить современный молочный комплекс.

О себе заявил и агрохолдинг «Пулковский». Он будет строить в Маловишерском районе комплекс по откорму свиней, в настоящее время ведется оформление земли в собственность агрохолдинга.

— Не получится так, что эти предприятия построят, а агрономов, зоотехников, механиков для работы не окажется? — обращаюсь к Светлане Таракановой.

— Чтобы этого не произошло, наш комитет совместно с работодателями начал профориентационную работу в школах. Мы встречаемся с учащимися старших классов, их родителями и рассказываем им о перспективах развития района, какие специалисты востребованы на селе.

— Но это делалось и в прошлом, и в позапрошлом году, а выпускники так и не шли учиться в сельхозинститут...

— Сегодня картина совсем другая. Благодаря проводимой нами работе девять ребят, которые весной заканчивают среднюю школу, изъявили желание поступать на аграрные специальности в наш сельскохозяйственный институт. С ними и родителями постоянно поддерживаем связь, намечены встречи с работодателями, посещение сельхозпредприятий. С ними будем работать не только до зачисления в сельхозинститут, но и в период учебы.

В ходе обсуждений на прошедших кустовых совещаниях было предложено в кадровый резерв АПК области включать одарённых, наиболее подготовленных студентов, заканчивающих  сельхозинститут НовГУ. Это для них станет хорошим стимулом и заинтересует остальных студентов проявлять себя, а у АПК пополнится резерв перспективными специалистами

Директор института Анна Козина, участвовавшая в работе всех кустовых совещаний,  довольна. По ее словам, эти мероприятия в немалой степени оживили профориентационную работу в школах, уже есть немало желающих поступать на аграрные специальности в наш сельхозинститут. Это важно, считает Анна Козина, и добавляет, что в этом году ни один выпускник средних школ Батецкого, Демянского, Поддорского, Холмского, Шимского и ряда других районов не изъявил желания учиться в нашем институте. В какой-то мере это можно объяснить стремлением ребят учиться в столичных вузах, там, дескать, получишь более прочные знания. Но далеко не все столичные вузы, их филиалы могут такие знания дать. Что касается Новгородского университета, куда входит Институт сельского хозяйства и природных ресурсов, то он в рейтинге занимает 44-е место среди 250 госбюджетных вузов страны. Выпускники нашего сельхозинститута успешно работают на руководящих должностях, их приглашают на ведущие сельхозпредприятия в соседние регионы. Что в Новгороде можно выучиться на хорошего агронома, зоотехника, технолога, подтверждает тот факт, что к нам поступают учиться из многих регионов страны.

Есть предложение!
Заведующая отделом образования Парфинского района Елена ЛЕОНТЬЕВА на это совещание приехала по своей инициативе. Уж очень ей хотелось встретиться со своими коллегами и, конечно же, с руководством сельхозинститута.

— В нашем районе намечена реализация ряда крупных инвестиционных проектов, — сказала Елена Николаевна. — И мы как патриоты парфинской земли заинтересованы в том, чтобы выпускники наших школ получали сельскохозяйственные специальности и возвращались в район работать. Сегодня я приехала с конкретным предложением, как организовать эту работу эффективнее.

В чем его суть? Елена Леонтьева в качестве первого пилотного проекта предлагает на базе Парфинской и Полавской общеобразовательных школ организовать дистанционное обучение учеников 10–11 классов, изъявивших желание поступать учиться на аграрные специальности в наш сельхозинститут. Для такого обучения данные школы оснащены компьютерами, подключенными к Интернету, а имеющиеся компьютерные программы позволят собиравшимся у мониторов ученикам слушать лекции, получать консультации преподавателей сельхозинститута, задавать им интересующие вопросы.

— Такие занятия целесообразно было бы проводить по субботам и по таким предметам, как химия, биология, так как они являются профилирующими при поступлении на аграрные специальности, — говорит Елена Леонтьева. — В чем выгода от такого дистанционного обучения? Во-первых, это наиболее доступный и притом менее затратный способ повысить знания учащихся по данным предметам. Во-вторых, устанавливается и крепнет связь ребят с сельхозинститутом.

— Не боитесь, что кто-нибудь из выпускников, углубив свои знания благодаря чтению таких лекций, консультаций, потом поедет поступать в вуз Санкт-Петербурга или Москвы?

— Чтобы подобное не происходило, все это мы предлагаем обсудить и в соглашении, которое предлагается подписать руководством сельхозинститута, нашим отделом образования, и в обязательном порядке к нему подключить работодателей, все прописать, оговорить. Я считаю, что главное — начать проводить эту работу. В ходе ее выполнения появятся предложения, замечания, которые в процессе станем решать.

Руководство Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ предложение отдела образования Парфинского района поддержало. Решено после новогодних каникул встретиться и обсудить конкретные шаги по его выполнению. В первую очередь, как считает Анна Козина, необходимо создать нормативную базу этого соглашения, определить обязанности и ответственность сторон, а потом подписывать соглашение. После этого можно в базовых школах Парфинского района приступать к формированию групп из учащихся девятых классов, которые пожелают поступать в сельхозинститут, а с 1 сентября будущего года можно начать и само дистанционное обучение.

Комментарий специалиста
Галина РИЗЕНКО, заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию области:

— Проведенные совещания, состоявшиеся встречи учеников старших классов, их родителей с работодателями — это только начало той большой работы, которую мы намерены проводить по подготовке аграрных специалистов, их закреплению в сельском хозяйстве нашей области. Но даже эти мероприятия принесли ощутимый результат: в ходе общения с ребятами 41 из них изъявил желание будущим летом поступать учиться на агрономов, зоотехников, технологов, инженеров-механиков. С этими учащимися сельхозорганы в районах, наш сельхозинститут поддерживают связь. Но на этом профориентационная работа не заканчивается. Планируем встречи ребят с руководителями хозяйств, будут организованы их поездки на передовые сельхозпредприятия области, чтобы школьники воочию смогли убедиться, как развивается АПК нашего региона, что молодых специалистов ждут на селе новые производства с современными технологиями.

Мы также объясняем школьникам, что у них после окончания вуза есть возможность для дальнейшего роста. В АПК области создан кадровый резерв в количестве 52 человек из числа хорошо проявивших себя специалистов в возрасте до 35 лет. С этим резервом ведется постоянная работа, и до пяти процентов из этого состава ежегодно выдвигаются на более высокие должности. В ходе обсуждений на прошедших кустовых совещаниях было предложено в кадровый резерв АПК области включать одарённых, наиболее подготовленных студентов, заканчивающих наш сельхозинститут. Это для них станет хорошим стимулом и заинтересует остальных студентов проявлять себя, а у АПК пополнится резерв перспективными специалистами.


Пресса о нас