Персона (ФИО, должность)

Вопрос

Ответ

Б.И.Селезнев, директор ИЭИС, д.т.н., профессор

Какие проблемы в подготовке инженеров вы видите сегодня?

Проблем, на самом деле много. Прежде всего – это падение уровня школьной подготовки, когда к нам приходят недавние школьники, не знающие элементарнейших вещей, основ. Частенько нашим преподавателям приходиться начинать курс, например, физики с самого начала. Другая проблема - распространение рыночных подходов к образованию. И еще очень серьезная проблема - несовершенство законодательной базы. Необходимо принять закон об инженерной деятельности.

Б.И.Селезнев

Как Вы относитесь к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов?

.

Мы реально уже в течение 18 лет работаем в системе бакалавриат-магистратура, но у нас есть и специальности. То есть до сегодняшнего момента бакалавриат был как промежуточная ступень получения образования либо инженера по соответствующей специальности нашего института, либо магистра. Начиная с этого года, бакалавриат приобретает самодостаточный характер.

Переход на двухуровневую систему для сегодняшних работодателей – это определенный шок. Работодатели не готовы к этому в области инженерного образования. Болонская декларация была подписана, но дело в том, что нужно разработать одновременно именно профессиональные стандарты бакалавров. В настоящее время они не являются полными. Нужно также предусмотреть для бакалавров должности в штатных расписаниях предприятий. Бакалавр представляется работодателям, как недоучившийся специалист

Б.И.Селезнев

Получение диплома бакалавра или магистра в российском вузе еще не означает, что инженер будет признан на международном уровне.

Чтобы быть признанным на европейском уровне, можно получить международный сертификат евроинженера. Пока в России только несколько десятков таких инженеров – это очень высокий уровень.

Перспективным для нас представляется общественно-профессиональная аккредитация наших образовательных программ, то есть не только по линии Министерства образования и науки. Здесь открывается возможность получить соответствующие сертификаты и принимать участие в крупных международных проектах, участвовать в международных конкурсах. В России уже есть конкретные примеры, когда образовательные программы прошли международную аккредитацию. Их пока не так много, как на Западе, например, но это тоже определенное достижение.

Как раз в марте я принимал участие в заседании Ассоциации инженерного образования в России, которое проходило в Москве. Здесь речь в основном шла именно о международной сертификации. В частности в решении съезда Ассоциации говорится как раз о содействии разработки и принятии изменений и дополнений в Федеральные законы об образовании, науке и научно-технической политике.. 

 Б.И.Селезнев

Сейчас много говорят о том, что инженерное образование должно быть инновационным.

 

Оно может быть инновационным только при соответствующей материально-технической базе, выполнении крупных хоздоговорных работ в первую очередь с предприятиями, а также фундаментальных работ по линии Министерства образования и науки. Поскольку мы не в состоянии затрачивать десятки миллионов рублей на создание такой базы, мы используем в основном базы предприятий, которые привлекаются через различные соглашения, создание совместных центров, научных лабораторий и т.д. И студенты старших курсов там работают, проходят практику. Другого пути нет. Кроме предприятий города у нас есть десяток малых инновационных предприятий, которые созданы на базе нашего института. Кроме того, мы используем потенциал РАН, с которой у нас также созданы совместные структуры. 

 Б.И.Селезнев

У ИЭИС самый высокий уровень привлечения средств по хоздоговорам в университете. Как вам это удается?

Это свидетельствует о высоком уровне института, о его высоком научно-техническом потенциале. Среди научных руководителей хоздоговорных НИР - 5 молодых ученых. Они руководят крупными научными проектами и одновременно преподают, передают свой опыт другим. Замечу, что они занимаются серьезными разработками, которые идут в серию, в производство по линии Министерства обороны РФ и др. 

Б.И.Селезнев

Ежегодный выпуск инженеров в России составляет почти 200 тысяч, но только третья часть устраивается по специальности. Где «растворяются» остальные инженеры?

Не могу говорить за другие вузы, но выпускники ИЭИС почти в 100% составе, кроме тех, кто призываются в ряды российской армии, устраиваются по специальности. Вот у меня данные последних лет наших выпусков – почти все на инженерных должностях в специализированных предприятиях в первую очередь радиоэлектронного комплекса, а также на предприятиях и организациях IT индустрии.