«Я памятник себе воздвиг нерукотворный, |
К нему не зарастет народная тропа …» |
Еще со школьных лет мы все помним слова: «Болдинская осень». Болдинская осень … Всего несколько месяцев жизни Пушкина. Это первое знакомство с родовой вотчиной своих предков. Это волнующие и беспокойные мысли о своей прошлой и будущей жизни. Это необычайно близкое соприкосновение с народом … Это раздумья над историей своего дворянского рода и историей крепостной России … И самое главное, это ежедневное, напряженное и вдохновенное творчество. В родовом имении поэт побывал трижды: в осенние месяцы 1830, 1833 и 1834 гг., но именно, первая болдинская осень, осталась в памяти у поколений, как символ необычайного творческого подъема.
В общей сложности он провел в уединении пять месяцев, пережив здесь взлет необыкновенного вдохновения. Первая поездка Пушкина в Болдино состоялась осенью 1830г. Осеннее затворничество, чувство уединения от внешнего мира, ощущение полной свободы способствовало особому творческому настроению души. За три месяца поэт написал две последние главы романа в стихах "Евгений Онегин", поэму "Домик в Коломне", пять "Повестей Белкина", "Маленькие трагедии", "Историю села Горюхина", "Сказку о попе и работнике его Балде", много лирических стихотворений и ряд литературно-критических статей. С художественным мастерством рисует он жизнь и быт помещиков, мелких ремесленников, военных.
Барская усадьба в Болдине находилась в самом центре села, что позволяло Пушкину близко наблюдать жизнь и быт крепостного крестьянина. В праздничные дни парни и девушки водили хороводы, пели песни. Именно здесь поэт записал ряд интересных народных песен. Болдино испокон веков славилось большими базарами. Крестьяне села были мастерицами ткать холсты и сукно и для себя, и для продажи. Соседнее село занималось гончарным ремеслом. Сюда привозили глиняную посуду. В своей «Сказке о попе и о работнике его Балде» он как раз и упоминает о базаре:
«Пошел поп по базару |
Посмотреть кой-какого товару» … |
На базарной площади стоял питейный казенный дом. Увиденные здесь сценки он описал в стихотворении в стиле прибауток-поминаний:
«Сват Иван, как пить мы станем, |
Непременно уж помянем |
Трех Матрен, Луку с Петром, |
Да Пахомовну потом … |
Поминать, так поминать, |
Начинать, так начинать …» |
В эту осень талант писателя достиг зрелости и полного расцвета. В истории русской и мировой литературы этот период творческой биографии А.С. Пушкина получил поэтичное название – «болдинская осень».
Собирая материал для «Истории Пугачева», Пушкин в октябре 1833 году вновь приезжает в Болдино. Это была вторая болдинская осень, тоже удивительно плодотворная. Он закончил исторический труд «Историю Пугачева», написал поэму «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне», повесть «Пиковая дама» и множество стихотворений …
Третья осень в Болдине, октябрь-ноябрь 1834 года, была ознаменована созданием только одной - «Сказки о золотом петушке», которая рассказывала о ленивом, глупом и злом царе-обманщике. Вывод сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - цензура не пропустила.
Пушкин всегда много рисовал на полях своих рукописей, но рисунки, сделанные им в эту болдинскую осень, были удивительно выразительными и полными. Тяжелое материальное положение поэта ставило его в зависимое положение. Притесняла цензура, а кроме этого, Пушкин был обязан подавать все написанное на суд самому царю. Отец Пушкина жил на доходы с болдинских имений, но управляющий грабил крестьян и обманывал барина. Пушкин прекрасно понимал, что Болдино было для него не местом помещичьих забот, а местом творчества.
В творческой биографии А.С. Пушкина Болдину принадлежит роль не менее значительная, чем известному селу Михайловскому.
Сейчас в старинном русском селе Большое Болдино (Нижегородская обл.) находится государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино», который входит в число крупнейших и наиболее известных российских пушкинских музеев.
Материал подготовила зав. сектором Л.Н. Боровинская