Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 6 (18). 2018.   1 

УДК 070 

Е.В.Василенко, И.В.Василенко 

ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА: «ЗВЕЗДА» НОВГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ (1918—1921)

 Дизайн провинциальных газет начала XX века не отличался разнообразием. Это обуславливалось ограниченными финансовыми и технологическими возможностями. Однако для создания привлекательного образа издания редакции использовали все имеющиеся средства. В статье анализируются особенности дизайна газеты «Звезда» Новгородской губернии в начальный период ее существования.  

Ключевые слова: газета «Звезда», рубрика, официальное издание, универсальный тип, Новгородская губерния, заголовок, иллюстрации, дизайн  

Большинство частных провинциальных печатных изданий начала XX века, массово появлявшихся на волне революционных событий, существовали недолго: от года до трех лет. В ином положении была печать официальная: «Новгородские губернские ведомости» выходили с 1838 года по 1918. Газета «Звезда» — «орган Новгородского Губернского Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) и Новгородского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов» — и вовсе стала рекордсменом. Первый номер газеты вышел 15 декабря 1918 года, и в декабре 2018 года газета отмечает свой столетний юбилей. За это время она сменила масштаб: от губернского официального издания до районного. Провинциальные печатные издания были востребованы читателями начала XX века, поскольку возрастал информационный спрос народа, стремящегося получить информацию из официальных и альтернативных источников. Газеты разнообразных кооперативных товариществ «давали возможность своим читателям получить альтернативный срез информации...» [1], но и официальные издания — «Новгородские губернские ведомости» и «Новгородские епархиальные ведомости» — пользовались популярностью. При этом официальные издания выполняли функцию администрирования. Эта задача была основной и в «Звезде». Однако в новых социально-политических условиях важную роль стало играть не столько информирование населения, сколько пропаганда идей марксизма-ленинизма в широких массах трудящихся.  Уже «Известия Новгородского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» были адресованы массовой аудитории, эту традицию развивала и «Звезда». В 1919—1920 годах газета выходила в условиях гражданской войны, и это сказывалось не только на содержательной части издания, определяя основную тематическую направленность, но и на ее внешнем виде. В 1921 году, в первый год после окончания гражданской войны и введения новой экономической политики, в общественной жизни начали происходить перемены, накладывающие свой отпечаток на содержание и оформление газеты. Анализ дизайна именно этого временного отрезка существования «Звезды» может послужить базой для дальнейшего исследования.  Говорить об особенностях дизайна газет начала XX века можно только с учетом специфики и уровня технологического развития отрасли. Изучение влияния дизайна на привлекательность и успешность печатного издания стало происходить позднее. Однако в начале века провинциальные газеты уже имели успешный опыт работы и знали, как привлечь читателя. Требования к дизайну газет известны, пожалуй, большинству современных читателей. «Хороший дизайн обеспечивает разумную и приятную подачу новостей и другой информации. Дизайн — это процесс, а не продукт, и он должен быть незаметным» [2]. Важны в процессе создания газеты не только яркие и необычные элементы, бросающиеся в глаза, «высокое качество в газетном оформлении — это аккуратное и умышленное соединение текста с визуальными элементами: шрифтом, фотографией, цветными иллюстрациями, информационной графикой и «белыми пятнами»» [2]. Возможность цветной печати уже существовала в России, но провинциальные издания имели слабое финансирование, потому массовая провинциальная печать была черно-белой, хотя и в «Звезде» находим редкие цветные вставки в отдельных номерах более позднего периода. Для привлечения читательской аудитории редакция искала способы в рамках доступных ей возможностей. Главный элемент дизайна газеты — ее название. Заголовочный комплекс с названием газеты и дополнительными информационными модулями и надписями в «Звезде» менялся часто, иногда несколько раз в год. Использовались для главного заголовка газеты разные шрифты. Практически во всех вариантах (за редким исключением) видим так называемые «акцидентные» шрифты, которые чаще всего применяются именно для коротких надписей, названий. У них нет четких критериев и требований по написанию, этим можно объяснить совершенно не похожие друг на друга шрифты. Дизайн названия, в идеале, должен быть художественным и стилистическим выражением всей газеты, ее общей направленности, духа времени. Все дополнительные элементы заголовочного комплекса — стилистически соответствовать основному заголовку, композиционно уравновешивать друг друга. В газете «Звезда» можно отметить некоторую стилистическую мешанину модного модерна (который на фоне стремительно меняющихся событий выглядит устаревшим), авангарда, зарождающегося конструктивизма, а также заметного обращения к историческим канонам в художественной культуре и литературе — сказаниям, былинам, росписям и т.д. В современном дизайне такой подход не Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 6 (18). 2018.    2 приветствуется, но в научном плане дает показательную картину популярных направлений в искусстве того времени и их влиянии на печатную графику.  Складывается впечатление, что создатели газеты через визуализацию главного заголовка то хотят подчеркнуть серьезность своего издания и, таким образом, исторических перемен в обществе, то привлечь как можно больше внимания и сказать о том, что они идут в ногу со временем.  С первого номера в названии газеты «Звезда» видим сдержанный и простой шрифт, без засечек, вертикально вытянутый в длину, с равномерной толщиной линий. К нюансам можно отнести сильно заниженную относительно середины соединительную черту в букве «А», а также слишком вытянутые в длину нижние черты буквы «Д», которые находятся на одном уровне с отбивкой из двух тонких горизонтальных линий. Контрастность в шрифте создают плавные скругленные окончания букв в сочетании с декоративными элементами в виде небольших треугольных пиков, пущенных в основном посередине надписи и визуально ассоциирующихся с лучами звезды. Две простые маленькие рамки из тонких линий с небольшими орнаментальными элементами по углам, сориентированные справа и слева от середины страницы, логично дополняют главный заголовок и вписываются в заданную им концепцию. Но в дополнительных элементах заголовочного комплекса используется много разных шрифтов, что создает некоторую дисгармонию в восприятии образа. В заголовочном комплексе используется главный лозунг пролетариата — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», который в данном случае выполнен мелким жирным курсивным шрифтом с наклоном влево и подводящей чертой, находится в верхнем правом углу страницы, где теряется и выглядит практически незаметно.  Сменивший первое название в 1919 году шрифт очень похож на итальянский наборный или итальянскую брусковую антикву. Характерен тем, что горизонтальные основные черты в нем толще, чем вертикальные, которые лишь немного отличаются в толщине от соединительных штрихов. Можно отметить интересный нюанс: расстояния между буквами одинаковые, за счет чего буква «Д» композиционно оторвана от других и нарушает общую плотность надписи. В целом в этом заголовочном комплексе снова используется несколько разных шрифтов, некоторые из которых имеют явную отсылку к модерну. К концу 1919 года написание названия снова меняется. Появляется стилистически неоднозначный шрифт, который можно трактовать как обращение к историзму с некоторыми отголосками модерна (за счет рамки у букв и их изогнутых плавных линий). Возникают ассоциации со «старославянским» стилем, декоративные элементы напоминают традиционную резьбу по дереву, но и элементы узорчатого и воздушного рококо тоже присутствуют. Шрифт создает впечатление легкости и декоративности, что вызывает некоторый диссонанс с пролетарским лозунгом. Визуально название газеты соответствует самому слову «звезда» как чемуто прекрасному и сказочному, но той трактовке, которая изначально заложена в основной посыл газеты не подходит.  Следующая смена дизайна названия происходит в августе 1920 года. Все элементы букв одинаковой толщины, композиционным нюансом становятся заостренные скошенные засечки, которые визуально хорошо ассоциируются с простым графическим изображением пятиконечной звезды и создают впечатление строгости. В отличие от предыдущих вариантов буквы здесь шире и стремятся вписаться в квадрат. Другие части заголовочного комплекса тоже стали строже и геометричнее, в них отсутствуют декоративные элементы. Этот вариант написания продержался в газете дольше остальных и сменился почти через год — в июне 1921. Новый дизайн стал симбиозом двух предшествующих версий. За основу взят предыдущий строгий шрифт с заостренными засечками, к которому добавлены тонкие дублирующие линии, создающие эффект объема. Также шрифт вытянулся в длину, засечки стали ещё больше, а нижние концы букв «З» приобрели спиралевидный завиток. Вновь появились декоративные элементы, отбивки, узор под подводящей чертой. Привлекает внимание изящная рамка, которая выполнена в стиле модерна. После названия появилась точка. В целом можно отметить, что редакция газеты «Звезда» экспериментировала со своим заголовком более активно и часто, чем это делали другие провинциальные издания. Не всегда образ получался в полной мере гармоничным, но точно делал газету узнаваемым, что нельзя не признать эффективной тактикой.  Еще одним важным элементом дизайна являются газетные иллюстрации. В газете «Звезда» в первые годы работы они крайне редки, появляются лишь в спецвыпуске к 2-летию Октябрьской революции в ноябре 1919 года в виде трех рисунков. Далее до 1921 года в газете практически нет иллюстраций, лишь редкие орнаментальные отбивки и простые графические элементы декора, преимущественно в виде линеек. Художественные элементы появляются спустя два года — в 1921 году, в № 3 от 5 января и в № 4 от 6 января. В номере третьем материалы о 8-м Всероссийском Съезде Советов сопровождаются рисованными изображениями «вождя красной армии» тов. Троцкого, Председателя Реввоенсовета Республики, а также меньшевика Т.Дана, рисунок которого сопровождается подзаголовком «меньшевистский скоморох», а также саркастической подписью («Меньшевик Т.Дан произносит речь против Советской России, покрытую взрывами неудержимого смеха всего съезда») и небольшим сатирическим стихотворением. Рисунок также полностью соответствует общей саркастической манере и представляет собой карикатуру.  В следующем номере газеты видим серию рисунков в сочетании с текстовыми блоками о событиях съезда. Это преимущественно портреты участников от разных делегаций, а также зарисовки с событий съезда: «Фракционное заседание съезда»; «Делегаты в общежитии» и «Делегаты расходятся после заседания» на фоне Большого театра, в котором проходил съезд. Такой выход за пределы традиционной официальной верстки с Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 6 (18). 2018.    3 исключительно текстовыми блоками не становится еще постоянной традицией. Далее снова наступает большой перерыв в использовании иллюстраций и до конца года они больше в газете не появляются. Важный аспект общего дизайна газеты — общий тип верстки, подразумевающий деление газетной полосы на колонки, разделенные линейками или рамками, выделение разделов и рубрик, объединенных общим названием — шапкой. Как известно, четкая рубрикация в первых российских газетах не была еще обязательным элементом. Газета часто наполнялась материалами по мере их поступления и рубрики не располагались на постоянных местах. К началу XX века ситуация меняется. С первого номера газеты «Звезда» в ней была четкая рубрикация, вполне обусловленная тематикой официального издания: «Телеграммы», «Партийная жизнь» (позднее «Из жизни партии»), «Городская жизнь», «Хроника», «Официальный отдел», «По России», «За границей», «Объявления». Ряд рубрик и разделов, связанных с текущей повесткой дня, появлялся в газете в зависимости от актуальности тематики или по сезонному принципу. Писались названия рубрик разными шрифтами, чаще прописными буквами, иногда с точками в конце. Художественных элементов в газете было очень мало, мелкий шрифт и «кирпичи» текста пытались разбавлять любыми способами, в том числе, разнообразными шрифтами и небогатым набором декоративных элементов в виде линеек и орнаментов.  Оформление рубрик в первый год издания и верстка газеты в целом соответствовала канонам времени и в полной мере зависела от технологических возможностей редакции. Текстовые материалы располагались преимущественно в четыре колонки на каждой полосе, иногда в две или три, разделенные тонкими линейками. Из-за дефицита места часто расстояние между колонками на полосе было минимальным, «белых пятен» практически нет. Почти весь объем газеты занят текстовой информацией. Небольшим оживлением можно назвать изредка появляющиеся рекламные модули в красивых и сложных орнаментальных рамках, выделяющие объявления о, например, подписке на газету «Звезда». А также праздничные номера, в которых использовался значительно более крупный шрифт в заголовках (например, № 56 от 23.02.19, посвященный празднику Красной армии).  В названии рубрик использовались разные по написанию и стилистике шрифты, часто никак не поддерживающие ассоциативную связь с тематикой раздела. Так, рубрика «Действия и распоряжения правительства», а затем и сменившая ее «Официальные извещения» внешне перекликается с надписью «Выходит ежедневно» на первой полосе газеты, но написана не простым сдержанным шрифтом, а декоративным с завитками, имитирующем русские орнаментальные росписи. Такой же шрифт видим в рубрике «Объявления», что представляется там более уместным и вполне подходит ее смешанному содержанию. Заголовок рубрики «Жизнь и искусство» выполнен в упрощенном готическом стиле, выделяющемся на фоне других заголовков, что вполне обосновано и обращает внимание на рубрику, никак не связанную с общим патриотическим посылом газеты. Однако выполненные таким же шрифтом «Из жизни партии» или некоторые другие заголовки создают диссонанс с их тематикой.  Среди удачных сочетаний начертания шапки с содержанием рубрики можно отметить «В Красной армии». Заголовок выполнен крупным жирным шрифтом с тонкой дублирующей обводкой, которая создает эффект объема и дополнительно привлекает внимание. Важность и строгость тематики подчеркнута тремя короткими вертикальными полосами слева и справа от названия. Меняясь в названии, рубрики часто меняли и дизайн заголовка. Впрочем, такая стилистическая мешанина характерна для оформления газеты в целом.   Газета 1920 года по рубрикационному составу отличается от предыдущего года издания незначительно. Появляется рубрика «Местная жизнь», которая вместе с сообщениями «По губернии» становится постоянной. Практически во всех номерах есть рубрики «Красный фронт» (военные сводки) и «Объявления». В 1920 году появляется рубрика «Фронт труда», которая пока не становится постоянной и появляется время от времени, рубрика «Польская авантюра», которая сообщает о русско-польских военных действиях, появляется регулярно, хотя и не в каждом номере, вплоть до заключения мирного договора с Польшей в августе 1920. Примерно раз в месяц появляется «Страничка женщины-работницы», на которой все публикации так или иначе касаются женской темы.  Значительных изменений в оформлении газеты в течение второго года не произошло. Общий текст стал верстаться преимущественно в пять колонок, исключения делались при необходимости выделить текст на полосе. Отметим также изменившиеся в сторону официальности и постоянства шрифты названий рубрик, кроме «Местной жизни», у которой появился свой стиль — курсивный (похожий на рукописный) шрифт практически всегда, за редким исключением в течение года. В названии рубрики «Красная молодежь» снова видим стилизацию шрифта в русском стиле, используемого ранее в «Объявлениях» и «Официальных известиях», но ставшего намного крупнее и с точкой в конце. С № 184 от 17 августа газета уменьшается в размерах и значительно меняет плотность верстки. Весь комплекс названия газеты становится значительно меньше, уменьшаясь не только в размере шрифта, но и в размещении на полосе. Шрифт публикаций становится более мелким, включая заголовки и названия рубрик. Расстояния между колонками практически исчезли, «воздуха» стало еще меньше. Такая верстка сохраняется не только до конца года, но и продолжается в 1921.  В дальнейшем верстка и формат не меняются, однако часто используется еще более мелкий шрифт, блоки текста еще более плотные, шрифты заголовков мельче, особенно в двухполосных номерах. Такие изменения связаны с общим дефицитом места в газете. Декоративных элементов минимум, преимущественно разделительные линии и орнаментальные рамки в объявлениях. Эта тенденция стала явной к концу года. Даже «Местная жизнь» в течение года иногда меняла свой рукописный шрифт на простую графическую гарнитуру, Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. № 6 (18). 2018.    4 более мелкую и плотную. В системе рубрикации изменения коснулись отдельных разделов, некоторые просто пропали. Постоянными по-прежнему можно назвать рубрики «По губернии», «Местная жизнь» и «Объявления». Также осталась страница женщины-работницы и «Красная молодежь», периодичность их не увеличилась, к концу года они пропали. Раздел официальных сообщений теперь появляется не во всех номерах, иногда обозначен как «Разные известия». Изысканный шрифт его шапки, как и «Объявлений», сменился строгим графическим с засечками. Можно отметить, что дизайн газеты стал более стилистически выдержанным. Заметны некоторые черты композиционного единства, например, сочетание рамки рядом с названием газеты, выполненной в стиле модерн, с некоторыми заголовками, также выполненными в этом стиле. Дизайн газеты менялся хотя и не значительно, но регулярно, редакция использовала все возможности, которые существовали на тот момент в печатном производстве провинциальных изданий. Такой подход должен был привлечь читателя, который еще помнил газетное разнообразие дооктябрьской поры. В дальнейшем газета «Звезда» так же активно работала над дизайнерским оформлением газеты, продолжая меняться и искать разные формы визуального воплощения. 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта №18-412-530004 «Периодические издания Новгородской губернии (1918—1927): историко-типологическое исследование». 

 1. Василенко И.В. Череповецкие газеты 1917 года: «Крестьянин Кооператор» и «Свободный Север» [Электр. ресурс] // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2018. № 1(13). URL: https://portal.novsu.ru/file/1439050 (дата обращения: 27.10.2018). 

2. Картер Мишель А. Современный дизайн газет [Электр. ресурс]. М., 1995. URL: http://www.ereading.club/bookreader.php/112788/Karter_-_Sovremennyii_dizaiin_gazet.html (дата обращения: 25.10.2018.).

 References 

1. Vasilenko I.V. Cherepovetskie gazety 1917 goda: «Krestʹyanin Kooperator» i «Svobodnyy Sever» [Cherepovets newspapers of 1917: “Krest'ianin-Kooperator” and “Svobodnyi Sever”]. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo (Memoirs of NovSU), 2018, no. 1(13). Available at: https://portal.novsu.ru/file/1439050 (accessed: 27.10.2018). 

2. Karter Mishelʹ A. Sovremennyy dizayn gazet [Modern newspapers’ design]. Moscow, 1995. Available at: http://www.ereading.club/bookreader.php/112788/Karter_-Sovremennyii_dizaiin_gazet.html (accessed: 25.10.2018).

  Vasilenko E.V., Vasilenko I.V.

Newspaper design of the early XX century: “Zvezda” of Novgorod province (1918—1921). The design of provincial newspapers of the early XX century was not diverse due to the financial and technological limits. However, to create an attractive image of the edition, editors used all available means. The article analyzes the design features of the newspaper “Zvezda” of the Novgorod province during its early years. 

Keywords: the newspaper “Zvezda”, heading, national newspaper, Novgorod province, header, illustrations, design.